Резолютивная часть оглашена 01 августа 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области <_> (доверенность б/н от 22.05.2023), <_> (доверенность б/н от 11.01.2023), в присутствие представителя ООО "Олимп Кубани" <_> (доверенность б/н от 27.06.2023), рассмотрев обращение Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (вх. N4195-ЭП/23 от 26.07.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Олимп Кубани" (адрес: 350020, Краснодарский Край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 266; ИНН 2310206044, КПП 231001001; директор: <_> ИНН 753008262572) (далее - Общество, Подрядчик), в связи с решением о расторжении в одностороннем порядке контракта на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" (извещение N0859300019723000083 от 15.05.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 225 407 рублей 00 копеек.
На участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников с идентификационными номерами: 114270660, 114266329, 114259263.
25.05.2023 аукционная комиссия подвела итоги электронного аукциона и признала заявку ООО "Олимп Кубани" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о ФКС (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1).
06.06.2023 между Администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области и ООО "Олимп Кубани" заключен муниципальный контракт N54 от 06.06.2023 на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" с ценой контракта 5 225 407 (пять миллионов двести двадцать пять тысяч четыреста семь) рублей 00 копеек.
14.07.2023 в связи с тем, что Подрядчиком не выполнены условия муниципального контракта, Заказчиком в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о ФКС и разделом 8 "Срок действия контракта. Порядок внесения изменений и дополнений в контракт. Расторжение контракта" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с изложенным Заказчиком поданы документы для внесения ООО "Олимп Кубани" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные Заявителем документы, Комиссия сделала вывод, что они полностью соответствуют требованиям статьи 104 Закона о ФКС и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссия пришла к следующему выводу.
Между Заказчиком и Подрядчиком 06.06.2023 заключен муниципальный контракт N54 от 06.06.2023 на выполнение подрядных работ по устройству автобусных остановок на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" с ценой контракта 5 225 407 (пять миллионов двести двадцать пять тысяч четыреста семь) рублей 00 копеек.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д. 19 "а" (далее - работы) в соответствии с нормами действующего законодательства, Описанием объекта закупки (Приложения N 1 к настоящему контракту) и передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в разделе 4 Контракта.
Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по настоящему Контракту в пределах Цены Контракта.
Согласно пункту 4.1 раздела 4 "Сроки и место выполнения работ" муниципального контракта: срок выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта по 01.09.2023.
Таким образом, капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" в соответствии с требованиями Контракта должен быть произведен до 01.09.2023 включительно.
Однако на момент рассмотрения обращения обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, Обществом не исполнены.
14.07.2023 в связи с неисполнением обязательств по муниципальному контракту Заказчик принял решение об односторонним отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о ФКС в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Исходя из содержания части 13 статьи 95 Закона о ФКС решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления Поставщика, то есть решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с учетом положений Гражданского Кодекса Российской Федерации вступает в силу 25.07.2023.
Согласно письменным пояснениям Подрядчика, а также объяснениям, данным в ходе заседания Комиссии, у Общества установлены сложности и обстоятельства, препятствующие исполнению контракта: на момент начала работ стоимость материалов и оборудования выросла более чем на 20%, что сделало невозможным исполнение контракта на прежних условиях.
Комиссия Рязанского УФАС России считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Указанные причины не могут быть учтены Комиссией, так как при подаче заявки на участие в электронном аукционе участник закупки ООО "Олимп Кубани" выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в том числе снизил цену контракта на 24,80%.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него последствий заключения контракта и неисполнения контракта в дальнейшем.
ООО "Олимп Кубани" нарушены условия муниципального контракта N54 от 06.06.2023 на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а", поскольку подрядчик своевременно к исполнению договора подряда не приступил, работы в соответствии с условиями контракта не выполнил, результат выполнения работ не достигнут.
Поскольку Подрядчик является лицом, осуществляющим на свой риск предпринимательскую деятельность, Комиссия приходит к выводу, что он при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность принять меры к оценке исполнимости условий контракта в соотношении со своими возможностями выполнения принимаемых на себя обязательств.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о ФКС Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вместе с тем Комиссия Рязанского УФАС считает необходимым отметить, что в срок, предусмотренный ч. 14 ст. 95 Закона о ФКС, Подрядчик не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы в соответствии с условиями муниципального контракта не выполнены.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о ФКС в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного или муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, субъект хозяйственной деятельности несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о ФКС, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о ФКС и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Довод ООО "Олимп Кубани" о причинах невозможности исполнения контракта в связи с ростом курса доллара и увеличения стоимости материалов и оборудования на 20%, Комиссия Рязанского УФАС России считает не состоятельным по следующей причине.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Позиция Комиссии основана на том, что Конституционный и Верховный суд не признают колебание курса валют существенным изменением обстоятельств (Определение Конституционного суда от 26.05.2016 N 1019-О, обзор судебной практики Верховного суда N 1 утв. Президиумом Верховного суда от 16.02.2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-33190/2020).
Таким образом, Общество, достигнувшее конечной цели участия в торгах и выиграв их, не может ссылаться на последующее повышение стоимости материалов (товаров) из-за разницы курса валют, как на обстоятельство непреодолимой силы и, соответственно, данные обстоятельства не могут являться доказательством его добросовестности.
Кроме того, Общество в материалы дела не представило документальных подтверждений о невозможности покупки товара и невозможности их приобретения у иных лиц, а также не подтверждают полное отсутствие лиц на данном товарном рынке, кроме того не представлена динамика всего рынка с момента подачи заявки, до момента направления проекта контракта на подписание.
В материалах дела также отсутствуют доказательства объективной невозможности ООО "Олимп Кубани" исполнения контракта в установленный срок.
На основании вышеизложенного, сведения в отношении ООО "Олимп Кубани" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту расторжения в одностороннем порядке муниципального контракта N54 от 06.06.2023 на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" в связи с нарушениями условий рассматриваемого контракта.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Представление Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (вх. N4195-ЭП/23 от 26.07.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Олимп Кубани" (адрес: 350020, Краснодарский Край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 266; ИНН 2310206044, КПП 231001001; директор: <_> ИНН 753008262572), в связи с решением о расторжении в одностороннем порядке контракта на капитальный ремонт дымовой трубы, расположенной по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ул. Новая, д.19"а" (извещение N0859300019723000083 от 15.05.2023) удовлетворить.
2. Включить сведения в отношении ООО "Олимп Кубани" (адрес: 350020, Краснодарский Край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 266; ИНН 2310206044, КПП 231001001; директор: <_> ИНН 753008262572) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений в отношении ООО "Олимп Кубани" (адрес: 350020, Краснодарский Край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 266; ИНН 2310206044, КПП 231001001; директор: <_> ИНН 753008262572) считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем растор-жении контракта |
Раздел I |
Дата регис-трации контро-льным органом обращения заказчика |
Раздел II |
Раздел III |
Об-щая итого-вая про-сроч-ка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направле-ния заказчи-ком сведений в контроль-ный орган |
Фактиче-ская дата направле-ния заказ-чиком сведений |
Итого про-сроч-ка в днях по I разде-лу |
Регламен-тирован-ная дата принятия решение |
Факти-ческая дата приня-тия реше-ния |
Итого про-сроч-ка в днях по II разде-лу |
Регламен-тирован-ный срок изготовления решения |
Факти-ческая дата изгото-вления решения и разме-щения сведений в ЕИС |
Итого про-сро-чка в днях по II разделу |
|||
25.07.23 |
26.07.23 |
25.07.23 |
0 |
26.07.23 |
01.08.23 |
01.08.23 |
0 |
04.08.23 |
03.08.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 3 августа 2023 г. N 062/10/104-538/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023