Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителя Министерства здравоохранения Рязанской области <_> (доверенность NАП/11-10417 от 06.07.2023), в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический кожно-венерологический диспансер" <_> (доверенность N1356 от 28.07.2023), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N1 от 09.01.2023), в присутствии представителя ООО "Липецк Медика" <_> (доверенность б/н от 30.05.2023), в отсутствие представителей ЭТП "Фабрикант", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Липецк Медика" на действия Заказчика (Министерства здравоохранения Рязанской области) при проведении электронного аукциона на поставку диагностических средств (ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)) (извещение N0859200001123008879 от 14.07.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку диагностических средств (ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)) (далее - электронный аукцион).
14.07.2023 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 17 225 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. Заказчик установил дополнительные характеристики по позициям N1, N2, N4 Технического задания, которые подходят под конкретного производителя, а также установленные характеристики являются исчерпывающими, что ограничивает конкуренцию.
2. Формулировка окончания срока действия приведенная в контракте определяет, что срок окончания действий контракта, с учетом порядка оплаты, срок действия государственного контракта может составлять январь 2024 года.
3. В нарушение ст. 42 Закона о ФКС Заказчик не дал полноценный, развернутый ответ ни на один запрос разъяснений.
В ходе заседания представитель Заявителя, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N325 от 31.07.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчиком использованы обязательные к применению характеристики позиции КТРУ, а также дополнительные характеристики товара с приведением соответствующего обоснования.
В отзыве на жалобу NЕО/11-11558 от 17.05.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик установил дополнительные характеристики по позициям N1, N2, N4 Технического задания, которые подходят под конкретного производителя, а также установленные характеристики являются исчерпывающими, что ограничивает конкуренцию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка диагностических средств (ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - Постановление N145) установлены Правила формирования и ведения каталога, товаров, работ услуг (далее - КТРУ), а также Правила его использования.
Так, в соответствии с Правилами, Заказчик обязан использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ, в том числе указывать следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы услуги (при наличии такого описания в позицию).
При этом в силу пунктов 5, 6 Правил использования КТРУ:
- Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога;
- в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При описании объекта закупки применены следующие позиции КТРУ:21.20.23.110-00005395 "ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)", 21.20.23.110-00005397 "ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)". При этом в извещение об осуществлении закупки, а также в документы, являющиеся его неотъемлемой частью, Заказчиком включены характеристики товара в соответствии с данной позицией КТРУ, а также дополнительные характеристики в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС с обоснованием необходимости их включения в описание объекта закупки.
В пояснениях, представленных в адрес Рязанского УФАС России, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснил, что установленные в требования являются значимыми для медицинского учреждения и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
Представитель Заказчика также сообщил, что характеристикам необходимых к поставке изделий, установленных в описании объекта закупки, соответствуют изделия, как минимум двух производителей:
- по позиции N1 - ЗАО "ЭКОлаб", "Агат - ВИЧ-1,2"; ЗАО "Медико-биологический Союз" Инвитролоджик ВИЧ-1, 2-АГ/АТ-Ультра;
- по позиции N2 - Bio-Rad Laboratoris, Inc. 72388 Дженскрин Ультра ВИЧ Аг/Ат; КомбиБест ВИЧ-1, 2 АГ/АТ (комплект 1) D-0151 АО Вектор-Бест;
- по позиции N3 - ООО "Биопалитра" "Палитра ВИЧ-АГ/АТ", ООО "Хема" "антиВИЧ I(0) II/p24-ИФА";
- по позиции N4 - Genscreen ULTRA HIV Ag-Ab, (Био-Рад), ООО "НПО "Диагностические системы" I-2655 ДС-ИФА-ВИЧ-АГ+АТ, ДС-ИФА-ВИЧ-АГ+АТ NI-1884.
Кроме того, Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. При этом Закон о ФКС не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого медицинского изделия в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлено документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении характеристик товаров, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемой продукции, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
2. Согласно доводу Заявителя, формулировка окончания срока действия приведенная в контракте определяет, что срок окончания действий контракта, с учетом порядка оплаты срок действия государственного контракта может составлять январь 2024 года.
Проект контракта составлен в соответствии с действующем законодательством, по условиям контракта п. 1.3 срок поставки - в течение 60 календарных дней с момента заключения Контракта, а также срок оплаты согласно п. 7.6 контракта составляет не более 7 рабочих дней после предоставления Заказчику документов. Совокупность сроков, с учетом регламентируемых сроков заключения контракта укладываются в сроки установленные в п. 10.1.
Таким образом, довод Заявителя несостоятелен, так как сроки указанные в проекте контракта в части обязательств Поставщика и Заказчика, позволяют произвести все расчеты по контракту в период его действия.
3. В составе жалобы Заявитель, указывает на то, что Заказчик не дал полноценный, развернутый ответ ни на один запрос разъяснений.
В соответствии ч. 5 ст. 42 Закона о ФКС любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания, представитель Заказчика пояснил, что ответы на запросы по разъяснению извещения об осуществлении закупки NN0859200001123008879 на поставку диагностических средств (ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)) опубликованы своевременно и в полном объеме, что подтверждено сроками публикации в ЕИС.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку Заказчиком даны соответствующие разъяснения в установленные сроки размещены в ЕИС и полностью соответствуют требованиям ст. 42 Закона о ФКС, в том числе не противоречат сути извещения.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок.
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Липецк Медика" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 3 августа 2023 г. N 062/06/33-537/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023