Резолютивная часть объявлена 26.07.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.07.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления;
- Сафонов С.И. - Специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Ким О.В. по доверенности N б/н от 21.07.2023 г.;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Уткина И.А. по доверенности N79 от 24.07.2023, Ларёва Е.А. по доверенности N77 от 13.04.2023,
рассмотрев жалобу ООО "МК "Альтернатива" (ИНН:6671085596; ОГРН: 1186658033264) от 21.07.2023 г. N 7241/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения (извещение N 0387200030523000201) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "МК "Альтернатива" (ИНН:6671085596; ОГРН: 1186658033264) от 21.07.2023 г. N 7241/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения (извещение N 0387200030523000201).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Описание объекта закупки содержит повышенные требования к параметрам товара.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки содержит следующие позиции:
-32.50.13.190-00006970 Лезвие микротома, одноразового использования;
-32.50.13.190-00006971Лезвие микротома, одноразового использования.
Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки (извещение N 0387200030523000201) Заказчиком установлены следующие дополнительные требования: "Специальное платиновоэпоксидное покрытие для удлинения срока годности", "Трехгранный тип заточки лезвия".
Из разъяснений Заказчика следует, что использование двуслойного платиново-эпоксидного покрытия позволяет сохранить наиболее острую режущую часть лезвия во время процедуры установки лезвий в микротом, защищая тонкую режущую часть от царапин.
Вместе с тем Лезвие микротома, одноразового использования являются изделиями одноразового использования. Так, товар со сроком годности 12 месяцев будет сохранять свои свойства, вне зависимости от наличия или отсутствия указанного покрытия, так как все производители лезвий выпускают их с учетом того, что они будут использоваться для установки в оборудование, с целью получения тонких срезов и каждый использует для этого свои методы и технологии.
При этом в ходе рассмотрения жалобы представителем заказчика не представлено доказательств, рекомендаций производителя и сведений, подтверждающих, что в качестве специального упрочняющего покрытия, нанесенного с помощью электроискрового легирования необходимо "платиново-эпоксидное".
Требование к типу заточки: "Трехгранный тип заточки лезвия" Заказчик обуславливает тем, что обоснованием для включения показателя является то, что "Трехгранный тип заточки удлиняет срок службы лезвия, т.е. одним лезвием можно нарезать в 2-3 раза больше блоков, чем лезвием с двухгранным типом заточки".
Также из письменных пояснений Заказчика следует, что включение данных дополнительных характеристик обусловлено текущей ситуацией, касающейся работы учреждения:
-при все возрастающем количестве гистологических исследований, являющееся следствием изменений, внесенных в клинические рекомендации, расширением спектра обследований медосмотров, диспансеризации и углубленной диспансеризации (как следствие пандемии) важно быстро и качественно делать больший объем исследований. Ввиду того, что количество ставок персонала и количество оборудования, имеющегося на оснащении, остается неизменным в то время, как объемы исследований увеличились в 2,0- 2,5 раза по сравнению с 2020-2021 годами, приобретение лезвий высокого качества снижает нагрузку на персонал, связанную с частой заменой лезвий и обеспечивает эффективное и рациональное использование выделенных лимитов финансирования учреждения. Следует отметить, что увеличение производительности лезвий за счет двуслойного платиново-эпоксидного покрытия и трехгранной заточки обеспечивает: наилучшее и постоянное качество получаемых срезов для проведения гистологических исследований, отказ от необходимости регулярной правки и точки микротомных ножей, и, как следствие, - очевидную экономию средств Заказчика вследствие использования данного объема лезвий на весь период заказа без проведения дополнительных процедур закупки.
Однако данный параметр также является излишним и не может быть отнесен в целом к потребительским свойствам товара, так как этот параметр относится в большей степени к способу производства товара (т.е. технологическое решение конкретного производителя), что не может быть применимо в качестве параметра товара. Если для Заказчика важно качество среза, то стоит описывать это в измеримых параметрах и характеристиках. Например, количество блоков, которые можно нарезать одним лезвием. Кроме этого, работоспособность лезвия зависит от качества проведенного материала, плотности и качества парафина, правильность настройки микротома и т.п.
Кроме этого инструкции производителей на аналогичный товар не отражают сведений о покрытии и типе заточки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.07.2023 NИЭА1 было подано 2 заявки, заявка N1 была признана соответствующей, заявка N2 отклонена в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44 ФЗ.
Кроме этого, Заказчиком не приведено доказательств применимости товара как минимум 2 производителей к техническому заданию.
Таким образом, Комиссия Управления считает, что требования, установленные в техническом задании Заказчиком являются излишними и приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в связи с чем Заказчиком допущено нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать обязательное для исполнения предписание, так как данные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
Жалоба ООО "МК "Альтернатива" (ИНН:6671085596; ОГРН: 1186658033264) от 21.07.2023 г. N 7241/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК "Альтернатива" (ИНН:6671085596; ОГРН: 1186658033264) от 21.07.2023 г. N 7241/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения (извещение N 0387200030523000201) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А. Андрейцева
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 июля 2023 г. N 086/06/33-1246/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023