Резолютивная часть объявлена 26.07.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.07.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления;
- Сафонов С.И.- Специалист - эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Микулик О.В. по доверенности N6/2022 от 01.11.2022, Галимова А.Г. по доверенности N3/2023 от 25.07.2023,
рассмотрев жалобу ИП Касьян Анастасия Александровна (ИНН: 772863542299; ОГРН:
319774600612862) от 24.07.2023 N7280/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N1", при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка инвентаря для уборки (извещение N 0387200026023000040) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Касьян Анастасия Александровна (ИНН: 772863542299; ОГРН: 319774600612862) от 24.07.2023 N7280/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N1", при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка инвентаря для уборки (извещение N 0387200026023000040).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Установленный Заказчиком ОКПД2 не соответствует объекту закупки.
2. Заказчиком в Техническом задании установлены требования: "Металлический каркас, имеющий двойное хромированное покрытие", "Ручка тележки: нержавеющая сталь", в связи с чем Заявителю не ясен выбор данных материалов для изготовления уборочных покрытий.
3. Заказчиком в Техническом задании не установлена единица измерения, в техническом задании в параметре "назначение" указано "полностью подходят для установки в тележку", в связи с чем Заявитель просит дать разъяснения назначения в комплектации тележки откидных лотков, выдвижных емкостей.
4. Заказчиком в Техническом задании по позиции "Моющая насадка" установлено требование к весу, в связи с чем Заявителю не ясно, каким образом вес насадки влияет на процесс уборки.
5. Заявителю не ясно, в связи с чем в Техническом задании установлена характеристика "Цветовое кодирование".
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка инвентаря для уборки (извещение N 0387200026023000040) установлен код ОКПД 2 - 32.99.59.000 "Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки".
Код по ОКПД2, соответствующий закупаемым заказчиком товарам, является лишь частью информации о закупке, которая размещается в ЕИС, и объект закупки может быть идентифицирован любым заинтересованным лицом не только с помощью этого кода.
Кроме этого в документации установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Вместе с тем, Заказчиком при размещении документации были соблюдены все требования, предусмотренные нормами Закона 44-ФЗ, в техническом задании к закупке полноценно, всесторонне указаны требования к объекту закупки, необходимые технические характеристики и показатели поставляемого товара. В описание объекта закупки БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N1" не включило требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Так, Заказчиком в Техническом задании помимо индивидуальных показателей и характеристик доступно и понятно указаны общие требования и описание ее функциональных возможностей, имеет полное и грамотное описание характеристик и свойств товара что позволяет, без каких-либо проблем определить и идентифицировать запрашиваемые и необходимые БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N1" параметры и требования к поставляемому товару.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, Заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД 2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей, однако при этом Заказчиком код ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Относительно второго, третьего, четвертого, пятого доводов жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1.6 Технического задания установлено следующее требование к каркасу: "Металлический каркас, имеющий двойное хромированное покрытие Нержавеющая сталь".
Согласно пункту 1.7 Технического задания установлено следующее требование к ручке тележки: "нержавеющая сталь".
Так, двойной защитный слой из хрома защищает металл от коррозии и повышает износостойкость материала, что требуется Заказчику при обработке уборочного инвентаря любыми моющими и дезинфицирующими средствами.
Установление требования Заказчиком в Техническом задании "Ручка тележки: нержавеющая сталь" обусловлено тем, что Учреждение является медицинской организацией, обязанной соблюдать санитарную обработку в соответствии с СанПинами, кроме того имеются режимные объекты требующие специальной обработки: баклаборатория, центр амбулаторной хирургии, клиническая лаборатория.
Согласно пункту 1.8 Технического задания установлено следующее требование к диаметру колес: "не менее 70 не более 75". Заказчиком выбран диаметр колес исходя из маневренности, проходимости и удобства использования персоналом. Выбранный диаметр обеспечивает комфортное передвижение по любым поверхностям, незначительную нагрузку на уборочную тележку, что сохраняет ее пригодность на продолжительное время. Увеличение диаметра колес также ухудшает маневренность. Недостатком больших колес становится их вес, что увеличивает общую массу уборочной тележки и повышает нагрузку на персонал
В техническом задании параметр "Назначение" является основной функцией. Соответственно основная функция поз. 1.12 Откидные лотки съемные - должны полностью подходить для установки в тележку. Аналогично с позициями 1.13, 1.14, 1.16, 1.17 (п. 1.12.2, 1.13.2, 1.14.2, 1.16.2, 1.17.2).
Согласно пункту Техническому заданию установлено следующее требование к моющей насадке: "вес, г не менее 140 не более 150". Вес моющей насадки необходим для удобства использования персоналом в ежедневной работе. В связи с тем, что моющая насадка используется в процессе уборки в смоченном состоянии (моющим или дезинфицирующим раствором), что и так увеличивает его вес, Заказчиком прописан определенный интервал.
Заказчиком установлена характеристика "Цветовое кодирование" в позициях 1.11.2, 2.5, 3.5, 4.6, п. 5.10, 7.5, 8.5, 9.6, 10.10, 11.7, 12.5, 13.5, 14.6, 15.10, 16.7, 17.5, 18.5, 19.6, 20.10 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58393-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования": Инвентарь и оборудование. Инвентарь и оборудование должны соответствовать необходимому перечню требований (разд. 5 ГОСТ Р 58393-2019), в частности: на инвентаре должен быть цветной код или четкая маркировка в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ.
Кроме этого при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
На основании вышеизложенного, доводы являются необоснованными, при этом Заявителем также не было доказано соответствие конкретному производителю характеристик по позициям, установленным техническим заданием.
Жалоба ИП Касьян Анастасия Александровна (ИНН: 772863542299; ОГРН:
319774600612862) от 24.07.2023 N7280/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Касьян Анастасия Александровна (ИНН: 772863542299; ОГРН:
319774600612862) от 24.07.2023 N7280/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N1", при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка инвентаря для уборки (извещение N 0387200026023000040) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Е.А. Андрейцева
Члены Комиссии: Ю.А. Петухова
С.И. Сафонов
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 июля 2023 г. N 086/06/33-1245/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023