Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 3 августа 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (далее - Заказчик) - Переславцева А.О.,
ООО "Технокрафт" (далее - Поставщик, Общество) - Волкова А.С., Голованова Е.В.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 13.07.2023 от исполнения контракта от 16.05.2023 N 0164300016523000413_53068 на поставку скамьи с вазоном, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме N 0164300016523000413, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (вх. от 24.07.2023 N 4583-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Технокрафт" (352931, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Энгельса, д.25, оф. 249, ИНН 2372028112) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с решением об одностороннем отказе от 13.07.2023 от исполнения контракта от 16.05.2023 N 0164300016523000413_53068 на поставку скамьи с вазоном, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме N 0164300016523000413, в связи с нарушением условий контракта.
ООО "Технокрафт" представило в Тамбовское УФАС России письменные и устные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 17.07.2023 N 4410-ЭП/23), в которых сообщило следующее.
Общество является производителем малых архитектурных форм, в частности вазона из бетона. С даты заключения контракта ООО "Технокрафт" предпринимало действия по исполнению контракта. 26.05.2023 Поставщиком было направлено письмо (исх. N 1/29) Заказчику о согласовании размера вазона с 520 мм на 760 мм, так как размер вазона 520 мм не позволяет добиться объема вазона в 60 л., предложил дополнительным соглашением внести изменения в технические характеристики по позиции "наружный диаметр вазона", указал, что изменения размера вазона не повлияют на другие характеристики поставляемого товара.
08.06.2023 Общество в письме (исх. N1/8) сообщило Заказчику, что лавочный брус из древесно-полимерного композита ((ДПК) размером 80х35мм, указанным в техническом задании по контракту 16.05.2023 N 0164300016523000413_53068, является эксклюзивным и не выпускается массово. При формировании заявки на участие в закупке Обществом были сделаны запросы у производителя продукции из древесно-полимерного композита завода "Варяжский композит" с указанием данного размера лавочного бруса. В последствии был размещен заказ на изготовление в срок до 15.06.2023. Но 06.06.2023 от завода было получено письмо (исх. от 06.06.2023 N 29), в котором сообщалось, что в заявленный срок завод не сможет осуществить поставку в связи с поломкой оборудования. Общество в связи с возникшими трудностями предложило Заказчику заменить размер лавочного бруса из ДПК с 80х35мм на 80х22мм. Данные размеры широко распространены в производстве лавочного бруса из ДПК. Данные изменения не ухудшают эксплуатационные и визуально-эстетические характеристики изготовляемого изделия. Общество предоставило письмо завода "Варяжский композит" (исх. от 06.06.2023 N 29).
20.06.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в котором просил согласовать изменение размера лавочного бруса из древесно-полимерного композита (ДПК) с 80х35мм на 80х22мм с усилением каркаса, так как отсутствует возможность изготовить брус из ДКП размером 80х35 мм. Представил Заказчику расчет, который доказывает, что прочностные характеристики не ухудшаются. Однако Заказчик отказал ООО "Технокрафт" письмом от 23.06.2023 в согласовании предложенного размера настила из ДПК, указав, что предложенные характеристики товара не улучшают эксплуатационные характеристики товара, предусмотренного к поставке в контракте от 16.05.2023.
Общество представило электронную переписку с другими производителями ДПК - компания "Поливуд Торг" от 09.06.2023, ИП Мамонов Д.Е. от 07.07.2023, у которых просило предоставить информацию о наличии бруса из ДПК требуемого по контракту размера, но данные производители отказали, указав, что ДПК запрашиваемых размеров в наличии нет, так как не является серийным производством, срок изготовления под заказ возможен от 3-х месяцев, поскольку необходимо настраивать отдельно линию производства для выпуска данного размера.
11.07.2023 в письме (исх. от 11.07.2023 N 1/11) Общество предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон. Однако 13.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта с ООО "Технокрафт". 20 июля 2023 года Поставщик направил ответ (исх. N 1/20) на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором сообщало, что готово осуществить поставку скамьи с вазоном и просило согласовать размер лавочного бруса из ДПК на новый 80х22мм с усилением металлической конструкции лавочки, что является, по его представленным математическим расчетам улучшением характеристики товара.
Общество также сообщило, что неоднократно являлось исполнителем по государственным и муниципальным контрактам, которые исполнены без нареканий со стороны заказчиков. Представило информацию из реестра контрактов об исполненных государственных контрактах.
На основании изложенного, Общество просило не включать сведения об ООО "Технокрафт" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 16.05.2023 N 0164300016523000413_53068 на поставку скамьи с вазоном, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме N 0164300016523000413, рассмотрев документы закупки, материалы Заказчика и Поставщика, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам запроса котировок в электронной форме N 0164300016523000413 между Заказчиком и Поставщиком 16.05.2023 заключен муниципальный контракт 0164300016523000413_53068 на поставку скамьи с вазоном на сумму 980 000 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику скамью с вазоном (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно п. 1.3 контракта: "Требования, предъявляемые к товару:
- технические характеристики: согласно Приложению N1 к Контракту. Приложение N1 к Контракту является неотъемлемой частью Контракта;
- качественные характеристики: товар новый, не находившийся ранее в эксплуатации, без видимых повреждений, соответствует требованиям и действующим стандартам, утвержденными на данный вид товара в соответствии с законодательством РФ".
Согласно п. 4.2 контракта: "Общий срок поставки товара: в течение 50 рабочих дней с даты заключения Контракта. Указанный срок включает в себя:
- 40 рабочих дней срок фактической поставки товара, формирование, подписание и размещение Поставщиком в ЕИС документа о приемке в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 6.7 настоящего Контракта;
- 10 рабочих дней срок принятия результатов исполнения Контракта, подписания и размещения Заказчиком в ЕИС документа о приемке в соответствии с подпунктом 4 пункта 6.7 настоящего Контракта, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с подпунктом 3 пункта 6.7. Контракта".
Согласно Техническим характеристикам (приложение N 1 к контракту) у скамьи с вазоном установлен размер бруса без фаски: Д* Ш* В - 1480 мм х 80 мм х 35 мм, размер бруса с фаской: 1480 мм х 80 мм х 35 мм.
Представитель Заказчик пояснил, что поставку товара по контракту Поставщик должен был осуществить в срок до 12.07.2023 (п. 4.2 контракта), однако в нарушение условий контракта по состоянию на 13.07.2023 Поставщик товар не поставил.
ООО "Технокрафт" в письме от 20.06.2023 просило Заказчика согласовать изменение размера лавочного бруса из древесно-полимерного композита с 80х35мм на 80х22мм с усилением каркаса из-за отсутствия возможности изготовить брус из ДКП размером 80х35 мм, предоставив Заказчику математический расчет, согласно которому, как считает Общество, прочностные характеристики товара не ухудшаются.
Заказчик отказал ООО "Технокрафт" письмом от 23.06.2023 в согласовании замены товара в связи с тем, что предложенные характеристики предполагаемого к поставке товара не улучшают эксплуатационные характеристики товара, предусмотренного контрактом от 16.05.2023.
Заказчиком была направлена Поставщику претензия от 13.07.2023 с требованием незамедлительно исполнить обязательства по контракту. Товар не был поставлен Поставщиком.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке установленном ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
13.07.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта, ч.2 ст. 715 Гражданского Кодекса РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.05.2023 N0164300016523000413_53068 с ООО "Технокрафт" в связи непоставкой товара по контракту в установленный срок.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 13.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В силу требований чч. 13,14 ст. 95 Закона о контрактной системе указанное решение вступило в законную силу 24.07.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, оценивая соблюдение Заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе, приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Поставщиком предпринимались меры для надлежащего исполнения контракта.
Общество оформило заказ у завода "Варяжский композит" на изготовление размера лавочного бруса из ДПК с 80х35мм. После получения отказа от завода "Варяжский композит" (исх. от 06.06.2023 N 29) в поставке требуемого товара в связи с поломкой оборудования Общество пыталось 08.06.2023, 20.06.2023, 20.07.2023 согласовать с Заказчиком новый размер лавочного бруса из ДПК 80х22мм, подтвердив математическим расчетом, что данные изменения не ухудшают эксплуатационные и визуально-эстетические характеристики изготовляемого изделия. В материалы дела Обществом предоставлено письмо завода "Варяжский композит" (исх. от 06.06.2023 N 29), а также электронная переписка с другими производителями ДПК - компания "Поливуд Торг", ИП Мамонов Д.Е., у которых просило предоставить информацию о наличии бруса из ДПК требуемого по контракту размера, данные производители отказали, указав, что ДПК запрашиваемых размеров в наличии нет, так как не является серийным производством, срок изготовления под заказ возможен от 3-х месяцев, поскольку необходимо настраивать отдельно линию производства для выпуска данного размера.
Заказчиком в материалы дела не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Поставщиком положений заключенного между сторонами контракта.
Кроме того, ООО "Технокрафт" неоднократно являлось исполнителем по государственным и муниципальным контрактам, которые исполнены без нареканий со стороны заказчиков.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, сведения об ООО "Технокрафт" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением "Дирекция благоустройства и озеленения" в отношении ООО "Технокрафт" (352931, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Энгельса, д.25, оф. 249, ИНН 2372028112) и его директора , в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
Т.В. Четверткова
|
Исп. Четверткова Т.В.
тел. (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 3 августа 2023 г. N 068/10/104-540/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023