Резолютивная часть решения оглашена "1" августа 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "4" августа 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены:
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (далее - МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения", Заказчик) - <_.>,
общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - ООО "Экострой", Общество, Подрядчик) - <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства уклонения ООО "Экострой" от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории от дома культуры с. Покрово-Пригородное до МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ" по итогам электронного аукциона N 0164200001923002298, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения" (вх. от 25.07.2023 N 4608-ЭП/23) об уклонении от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории от дома культуры с. Покрово-Пригородное до МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ" по итогам электронного аукциона N 0164200001923002298 ООО "Экострой" (197375, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Коломяги, ул. Вербная, д. 4, литера А, помещ. 2-Н, офис 16-1, ИНН 7814794490).
ООО "Экострой" представило письменные документированные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 01.08.2023 N 4764-ЭП/23), в которых сообщило следующие причины неподписания контракта в установленный срок.
Общество не отрицает наличие факта уклонения от заключения контракт, однако у ООО "Экострой" возникла непредвиденная ситуация при подписании контракта. 20.07.2023 Общество разместило в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) протокол разногласий к контракту. На следующий рабочий день (в пятницу) ввиду отсутствия со стороны Заказчика загруженного проекта контракта Общество решило, что данный документ будет загружен на следующий рабочий день, а именно 24.07.2023, поэтому у Общества будет время до вторника (25.07.2023) включительно на изучение и подписание контракта. В понедельник 24.07.2023 ответственный сотрудник Общества узнал о том, что проект контракта был загружен Заказчиком в пятницу 21.07.2023 в 16:30, о чем попытался сообщить руководителю. Однако 24.07.2023 генеральный директор Общества, который в период с 13.07.2023 по 02.08.2023 находился в командировке в г. Якутск, был госпитализирован бригадой скорой помощи в г. Якутске. Ввиду разницы во времени (Якутск + 6 ч от Москвы), а также госпитализации директора Общества, директор поздно узнал о вышеуказанном факте и не смог подписать проект контракта, а также оплатить банковскую гарантию (электронно-цифровая подпись находилась у директора, а система банк клиент привязана к личному телефону директора).
ООО "Экострой" не отрицает наличие вины одного из своих сотрудников, однако у Общества отсутствовал умысел в уклонении от заключения контракта, поскольку Общество согласовало 19.07.2023 с Заказчиком проект банковской гарантии, заключило 19.07.2023 договор на аренду техники и аренду квартиры, а также закупило некоторую часть материалов.
На основании изложенного, Общество просило не включать сведения об ООО "Экострой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрение дела проводилось 31.07.2023, продолжилось 01.08.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств уклонения ООО "Экострой" от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории от дома культуры с. Покрово-Пригородное до МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ" установила следующее.
30.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение N 0164200001923002298 на выполнение работ по благоустройству общественной территории от дома культуры с. Покрово-Пригородное до МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ".
Заказчик - МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения".
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 827 932 рублей.
В извещении о проведении закупки установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта и порядок его предоставления.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 победителем электронного аукциона N 0164200001923002298 признан участник закупки с идентификационным номером 6 ООО "Экострой" с ценовым предложением 26 778 515,34 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 23, 11 %.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Заказчик в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в регламентированный срок - 13.07.2023 разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта для подписания его победителем.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 3 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий при наличии разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки.
20.07.2023 ООО "Экострой" направило протокол разногласий к проекту контракта с уточнением реквизитов Общества.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
21.07.2023 Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта с учетом протокола разногласий.
В соответствии с ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе срок подписания доработанного проекта контракта со стороны ООО "Экострой" - не позднее 24.07.2023 23 часов 59 минут.
Однако в установленный срок, ООО "Экострой" не подписало проект контракта и не разместило документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В связи с изложенным, Заказчиком 25.07.2023 размещен в единой информационной системе в сфере закупок протокол признания участника ООО "Экострой" уклонившимся от заключения контракта и направлены сведения в Тамбовское УФАС России в отношении Общества и его директора для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В подпункте "б" пункта 14 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, указано, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок установлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Обществом в материалы дела не представлено подтверждение объективной невозможности подписать в установленный Законом о контрактной системе срок проект контракта и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Довод Общества о том, что не подписание контракта произошло в связи с госпитализацией 24.07.2023 директора Общества не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается представленными Обществом документами.
В материалы дела для подтверждения отсутствия фактов недобросовестности при заключении контракта ООО "Экострой" были представлены следующие документы и информация: письменные пояснения с приложением сопроводительного листа скорой медицинской помощи N 741 от 24.07.2023 в отношении <_.>, командировочное удостоверение о командировке <_> в г. Якутск в период с 13.07.2023 по 02.08.202323, скриншоты переписки о согласовании банковской гарантии, проект от 19.07.2023 банковской гарантии, авиабилет от 13.07.2023, договор услуг по предоставлению строительной техники с экипажем от 19.07.2023 N19/2023, договор аренды квартиры N 7 от 17.07.2023.
Согласно сопроводительного листа скорой медицинской помощи ГБУ РС "Якутская республиканская клиническая больница" N 741 от 24.07.2023 в отношении Гнедина И.В. вызов врача состоялся 24.07.2023 в 16 часов 55 минут по местному времени, что соответствует 10 часам 55 минут по Московскому времени. Следовательно, у директора было достаточно времени до 23 часов 59 минут 24.07.2023 для подписания проекта контракта по рассматриваемой закупке.
В сопроводительном листе скорой медицинской помощи указан диагноз и оказанная скорой помощью услуга больному. Однако, сведения о госпитализации больного в больницу отсутствуют. Другие документы, свидетельствующие о госпитализации ,_, не были представлены Обществом. Следовательно, довод Общества о том, что не подписание контракта произошло в связи с госпитализацией 24.07.2023 директора Общества, является неподтвержденным.
Тамбовское УФАС России обращает внимание на важное обстоятельство, что банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта не была надлежащим образом оформлена ООО "Экострой", что является обязательным требованием ст.ст. 45, 96 Закона о контрактной системе. Общество согласовало только проект банковской гарантии с Заказчиком, что подтвердили представители Заказчика и Общества при рассмотрении дела.
Кроме того, следует отметить, что документы о приобретении материалов, на которые ссылалось Общество в своих пояснениях, отсутствуют в представленных Обществом в Тамбовское УФАС России документах в рамках данного дела, ввиду чего данный довод отклоняется.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности.
В рассматриваемом случае участник закупки по небрежности не принял необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения государственного контракта, то есть создал условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание на то, что при проявлении должной осмотрительности Общество могло исполнить требования законодательства. При этом они могли быть выполнены как в период с 21.07.2022 по 23.07.2022, так и в последний день 24.07.2023 в случае надлежащей организации работы.
ООО "Экострой", зная о порядке проведения закупки и заключения контракта, затянул срок его подписания, проявил недобросовестное поведение, не обусловленное объективными препятствиями, которые он не мог преодолеть.
Кроме того, факт заключения и исполнения ООО "Экострой" иных аналогичных по предметам оказания услуг контрактов не имеет правового значения при оценке законности решения антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков по мотиву признания общества добросовестным исполнителем в рамках другого контракта, поскольку эти документы не свидетельствуют о добросовестном поведении Общества на стадии заключения настоящего муниципального контракта.
Заказчик в ходе рассмотрения дела настаивал на включении ООО "Экострой" и его директора в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при проведении закупки. Данная закупка имеет важное значение для Заказчика, и неподписание в установленный срок Обществом контракта влияет на деятельность МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения".
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Экострой" недобросовестное поведение, выраженное в неподписании контракта в установленный Законом о контрактной системе срок по итогам закупки N 0164200001923002298.
Правомерность принятого антимонопольным органом решения подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.04.2023 N305-ЭС22-28589, а также многочисленной судебной практикой, в том числе, постановлением АС Центрального округа от 26.12.2022 по делу А54-9367/2021, постановление АС Волго-Вятского округа от 16.04.2022 по делу А31-7855/2021.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (197375, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Коломяги, ул. Вербная, д. 4, литера А, помещ. 2-Н, офис 16-1, ИНН 7814794490), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора <_> (ИНН 370656234076) включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с уклонением от заключения контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экострой" и его генерального директора <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экострой" и его генерального директора <_> из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
|
Члены комиссии Т.В. Четверткова
К.Д. Трушинская
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 августа 2023 г. N 068/10/104-548/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023