Резолютивная часть решения оглашена "01" августа 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "04" августа 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителя:
директора МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района (далее - Заказчик) - _.,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя (далее - ИП, Предприниматель, Подрядчик), уведомлен надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 14.07.2023 от исполнения контракта от 03.02.2023 N 12-04/03 на выполнение работ по текущему ремонту МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района, заключенного по итогам электронного аукциона N 0164200001923000002, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе (_) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением контракта от 03.02.2023 N 12-04/03 на выполнение работ по текущему ремонту МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная, д. 207 по причине существенного нарушения Предпринимателем условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения ИП заключенного контракта от 03.02.2023 N 12-04/03 и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. На основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п.11 Контракта Заказчик 14.07.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ИП или его представители не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Предпринимателем не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 03.02.2023 N 12-04/03 на выполнение работ по текущему ремонту МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района, заключенного с ИП , рассмотрев материалы Заказчика, документы закупки, заслушав пояснения стороны, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам проведенного электронного аукциона N 0164200001923000002 между Заказчиком и Подрядчиком 03.02.2023 был заключен контракт N 12-04/03 на выполнение работ по текущему ремонту МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района на сумму 4 794 874,94 рублей.
21.02.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение N1 о внесении изменений в контракт:
"-п.п.2.1 п.2 изменить и изложить в следующей редакции:
Цена контракта составляет: 5 273 874 (пять миллионов двести семьдесят три тысячи восемьсот семьдесят четыре) рубля 94 копейки, без НДС на основании п.2 ст.346.11 главы 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации.
Из них стоимость этапов выполняемых работ составляет:
1 этап - 707 330,92 (семьсот семь тысяч триста тридцать рублей 92 копейки);
2 этап - 885 481,27 (восемьсот восемьдесят пять тысяч четыреста восемьдесят один рубль 27 копеек);
3 этап - 460 701,83 (четыреста шестьдесят тысяч семьсот один рубль 83 копейки);
4 этап - 651 301,38 (шестьсот пятьдесят одна тысяча триста один рубль 38 копеек);
5 этап - 497 366,50 (четыреста девяносто семь тысяч триста шестьдесят шесть рублей 50 копеек);
6 этап - 995 860,46 (девятьсот девяносто пять тысяч восемьсот шестьдесят рублей 46 копеек);
7 этап - 536 246,19 (пятьсот тридцать шесть тысяч двести сорок шесть рублей 19 копеек);
8 этап - 60 586,39 (шестьдесят тысяч пятьсот восемьдесят шесть рублей 39 копеек);
9 этап - 479 000 (четыреста семьдесят девять тысяч рублей).
- абзац 14 п.п 9.3 п.9 изложить в следующей редакции:
Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом (9 этап), определен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 и составляет 4 790, 00 руб.".
Согласно пункту 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная, д. 207(далее - Работы, Объект) в объему, установленном Сметой (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Смета) и Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), передать результат работ Заказчику в сроки, указанные п 4.1 Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно п. 4.1 контракта: "Срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 01.09.2023 г. согласно Графику выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту)".
Согласно п. 4.2 контракта: "Место выполнения работ: Тамбовская область, Сосновский район, р. п. Сосновка, ул. Интернациональная, д. 207".
Пунктом 5.1 контракта предусмотрены права и обязанности Подрядчика.
В материалы дела Заказчиком представлена копия переписки с Подрядчиком из которой следует, что на 15.05.2023 (срок окончания выполнения работ первого этапа) работы, предусмотренные первым этапом Подрядчиком не выполнены в полном объеме. На 01.06.2023 (срок окончания выполнения работ третьего этапа) работы третьего этапа в полном объеме не выполнены. Заказчиком неоднократно направлялись в адрес Подрядчика претензии (исх. от 06.06.2023 N57, от 19.06.2023 N58, от 06.07.2023 N61). Возражений от ИП на указанные претензии не поступило. На 10.07.2023 Подрядчиком выполнены работы по контракту только на 20% от общего объема предусмотренных работ.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что "Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
14.07.2023 МБКУ "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 11 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.02.2023 N 12-04/03, заключенного с ИП.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 14.07.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения Подрядчиком условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, работы по контракту не выполнены в полном объеме, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу 25.07.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об указанном Предпринимателе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ИП каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Согласно пояснениям Заказчика Подрядчик не извещал Заказчика о приостановке работ при обнаружении независящих от него обстоятельств, угрожающих качеству выполняемой работы либо создающих невозможность их завершения в срок в соответствии с п. 5.1 контракта. Также Подрядчик не предоставлял информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту выполнение работ должно выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Подрядчик согласился со всеми его условиями, сроки и объемы выполнения работ были изначально известны Предпринимателю.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Предприниматель в установленные Контрактом сроки не выполнил работы в полном объеме. Согласно условиям контракта, Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с графиком работ, т.е. поэтапно. Однако, в срок окончания выполнения работ первого этапа (15.05.2023) работы Подрядчиком не выполнены в полном объеме. На 01.06.2023 (срок окончания выполнения работ третьего этапа) работы третьего этапа в полном объеме также не выполнены. По состоянию на 10.07.2023 Подрядчиком выполнено только 20% работ (1 066 302,84 руб.) от общего объема (5 273 874,94 руб.). Таким образом, Заказчику стало очевидно, что окончание работ к сроку становится явно невозможным.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленные сроки является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки. В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Подрядчиком доказательств обратного.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ИП недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 03.02.2023 N 12-04/03.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района в отношении индивидуального предпринимателя включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении индивидуального предпринимателя из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 августа 2023 г. N 068/10/104-551/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023