Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2023 года г. Ярославль
Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель, индивидуальный предприниматель Весёлкин Андрей Евгеньевич (далее также - ИП Весёлкин А. Е., общество, заявитель), обеспечил личное участие в заседании Инспекции,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 40" (далее также - Средняя школа N 40, заказчик), обеспечил участие в проведении проверки директора учреждения Клеповой С. С., представителя по доверенности Кузиной И. А., ,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 8" (далее также - Средняя школа N 8, заказчик), обеспечил участие в проведении проверки директора учреждения Батузовой И. В., представителя по доверенности Косоуровой К. А.,
рассмотрев 2 (два) обращения ИП Веселкина А. Е. (вх. N 9577-ИП/23 от 17.07.2023; вх. N 9696-ИП/23 от 18.07.2023), указывающие на наличие в действиях заказчиков - Средняя школа N 40 и Средняя школа N 8, - нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контрактов на поставку конструктора LEGO 45300 Базовый набор Education WeDo 2.0, размещенных в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (закупки N 03713000540202300004; N 03713000156202300005) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 20.07.2023 N 209/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило 2 (два) обращения ИП Веселкина А. Е. (вх. N 9577-ИП/23 от 17.07.2023; вх. N 9696-ИП/23 от 18.07.2023), указывающие на наличие в действиях заказчиков - Средняя школа N 40 и Средняя школа N 8, - нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контрактов на поставку конструктора LEGO 45300 Базовый набор Education WeDo 2.0, размещенных в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (закупки N 03713000540202300004; N 03713000156202300005).
Заявитель полагает, что заказчиками при размещении данных закупок в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" нарушены требования законодательства о контрактной системе: при описании объектов закупок использовано указание на товарный знак (LEGO), при этом сопровождение такого указания словами "или эквивалент" не предусмотрено.
Заказчики с доводами обращений не согласились, представили письменные пояснения по существу обращений.
Заслушав пояснения участников проверки, а изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ приведен перечень случаев, когда заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
Постановлением Правительства ЯО от 28.09.2017 N 732-п (далее - Постановление) утвержден Порядок использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (далее - Порядок).
Пунктом 4 Постановления главам муниципальных образований Ярославской области рекомендовано утвердить порядки использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" заказчиками муниципальных образований Ярославской области.
Пунктом 1 Постановления мэрии г. Ярославля от 26.06.2020 N 502 "Об утверждении Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" заказчикам города Ярославля постановлено использовать государственную информационную систему "Государственные закупки Ярославской области" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Ярославля в случаях, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупки малого объема), пунктом 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в случае принятия комиссией по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора Ярославской области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области", решения, определяющего особенности и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 Постановления утвержден Порядок использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (приложение).
Согласно пункту 1.1 данного документа Порядок использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (далее - Порядок) устанавливает правила проведения посредством государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Ярославля в случаях, установленных пунктами 4, 5 и 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в случае принятия комиссией по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора Ярославской области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области", решения, определяющего особенности и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в целях совершенствования системы определения цены контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для заказчиков города Ярославля (пункт 1.2 Порядка).
Заказчики определяют условия закупки малого объема - объект закупки малого объема, начальную цену контракта, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, место доставки поставляемых товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 2.1 Порядка).
Для осуществления закупки малого объема заказчик размещает в ГоИС "Госзакупки ЯО" информацию о такой закупке с указанием срока приема ценовых предложений, прикрепляет электронные документы в виде отдельных файлов: описание объекта закупки малого объема, проект контракта, обоснование начальной цены контракта (пункт 2.2 Порядка).
Заказчиками в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" размещены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контрактов на поставку конструктора LEGO 45300 Базовый набор Education WeDo 2.0 на условиях, отраженных в нижеприведенной таблице:
Наименование заказчика |
Дата размещения закупки |
Номер закупки |
Начальная (максимальная) цена контракта, руб. |
Объект закупки |
|
Наименование |
Характеристики |
||||
Средняя школа N 8 |
13.07.2023 |
03713000156202300005 |
150 520,00 |
Конструктор LEGO 45300 Базовый набор Education WeDo 2.0 |
Базовый набор WeDo 2.0, ПО и Комплект учебных проектов - это готовое образовательное решение, развивающее навыки научной деятельности, инженерного проектирования и программирования. Базовый набор поставляется в удобной для использования пластиковой коробке. В комплект поставки входят: 1. СмартХаб WeDo 2.0 -1 шт. 2. Электромотор - 1 шт. 3. датчики движения 1 шт. датчик наклона - 1 шт. 4. детали LEGO- 280 шт. 5. лотки и наклейки для сортировки деталей. Базовый набор WeDo 2.0 предназначен для работы от 1 до 2 учеников. В комплект поставки входит Комплект учебных материалов и ПО WeDo 2.0 (для устройств под управлением Windows 7/ 8.1/ 10 / MacOS / iOS / Android / CromeOS. Страна: Дания Производитель: LEGO Education, Размер (см): 44 х 32 х 10; Вес: 1178 г |
Средняя школа N 40 |
17.07.2023 |
03713000540202300004 |
184 704,00 |
По мнению заявителя, изложенному в поданных им обращениях, использование заказчиками при описании объектов закупок указания на товарный знак (LEGO) без сопровождения такого указания словами "или эквивалент" с точки зрения действующего законодательства о контрактной системе недопустимо и нарушает его права как потенциального участника закупок, имеющего намерение предложить к поставке эквивалентный товар иного производителя.
Отвергая данные доводы заявителя, Инспекция отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из изложенного следует, что все способы осуществления закупок подразделяются законодателем на конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика), при этом смысл и необходимость такого деления заключается в установлении для каждой группы способов осуществления закупок совокупности особенностей их проведения, присущей только данной конкретной группе таких способов - конкурентных или неконкурентных.
Так, например, частью 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое в силу пункта 1 части 2 этой же статьи должно содержать помимо прочего следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, требование о необходимости при описании объекта закупки сопровождать используемое указание на товарный знак словами "или эквивалент" закреплено в пункте 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из системного анализа вышеизложенных нормативных положений следует, что данное требование распространяется только на извещение о закупке, сформированное при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и, соответственно, не относится к процедуре осуществления закупки неконкурентным способом (закупке у единственного поставщика).
Следует отметить, что при ином толковании законодательных норм обессмысливалась бы сама идея разграничения законодателем способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкурентные и неконкурентные.
Инспекция полагает, что законодатель при регламентировании общественных отношений по проведению неконкурентных закупочных процедур сознательно расширяет возможности всех участников закупочного процесса (например, право заказчика при определении объекта закупки руководствоваться своей потребностью без соблюдения предусмотренных для конкурентных способов осуществления закупок ограничений, право участника закупки, предложение о цене контракта которого признано лучшим по итогам проведения закупки, отказаться от заключения контракта без наступления для себя правовых последствий), и, соответственно, исключает возможность применения к обеим сторонам закупочного процесса мер ответственности.
При таких обстоятельствах Инспекция Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчиков, Средняя школа N 40 и Средняя школа N 8, при осуществлении ими закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контрактов на поставку конструктора LEGO 45300 Базовый набор Education WeDo 2.0, размещенных в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (закупки N 03713000540202300004; N 03713000156202300005) нарушений требований законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
по итогам проведения внеплановых документарных проверок закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контрактов на поставку конструктора LEGO 45300 Базовый набор Education WeDo 2.0, размещенных в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (закупки N 03713000540202300004; N 03713000156202300005), нарушений в действиях заказчиков не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 августа 2023 г. N 159П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023