Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 3 августа 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок , главный специалист - эксперт отдела контроля закупок.,
с участием:
заявитель - индивидуальный предприниматель (далее также - ИП., индивидуальный предприниматель, заявитель) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик - муниципальное учреждение "Родной город" городского поселения Ростов (далее также - МУ "Родной город" г. п. Ростов, заказчик) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности.,
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика, муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая (извещение N 0171200001923002541) (далее также - закупка), а также осуществив внеплановую проверку вышеуказанной закупки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44- ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия заказчика, муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая (извещение N 0171200001923002541).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе: не установлены к участникам закупки дополнительные требования к наличию опыта выполнения работ, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган представил письменные пояснения по существу жалобы.
Ознакомившись с позицией сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.07.2023 размещено извещение N 0171200001923002541 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 834 855, 98 рублей.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением N 0171200001923002541 объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая.
Исходя из пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Исходя из части 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, установлен постановлением Правительством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 определено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 17 "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги" Раздел III. "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлено следующее.
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок Дополнительные требования к участникам закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Учитывая вышеизложенное, законодатель обязывает заказчика и уполномоченного органа в документации о закупке устанавливать к участникам закупки дополнительные требования к опыту выполнения работ, в случае:
1) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, в рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая;
2) если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, в рассматриваемом случае закупка осуществляется для муниципальных нужд (муниципальное учреждение "Родной город" городского поселения Ростов) и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей (8 834 855, 98 рублей).
Следовательно, применительно к закупке с извещением N 0171200001923002541, заказчик и уполномоченный орган должны применять положения пункта 17 Раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Из содержания извещения N 0171200001923002541 следует, что последнее не содержит информации об установлении к участникам закупки дополнительных требований к наличию опыта выполнения работ, предусмотренных пунктом 17 Раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом при проведении рассматриваемой закупки допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия заказчика содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Ярославского УФАС России, принимая во внимание обстоятельства, что допущенные заказчиком и уполномоченным органом нарушения при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая (извещение N 0171200001923002541) не повлияли на состояние конкуренции, поскольку (1) ИП Тожибаев З.П. не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, не включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки; (2) АО Производственная компания "Автодорстрой" (победитель закупки) соответствует дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, имеет необходимый опыт выполненных работ, что подтверждается информацией и документами, содержащимися в реестре контрактов, заключенных заказчиками в единой информационной системе; (3) заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи им заявки на участие в данной закупке; (4) запросов о разъяснении положений извещения о данном конкурсе в адрес заказчика и уполномоченного органа не поступало; (5) отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке; (6) результаты рассматриваемой закупки имеют крайне важное значение для заказчика, поскольку направлены на достижение социально значимых целей (соблюдения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования); считает возможным не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя (ИНН, ОГРНИП) на действия заказчика, муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов (ИНН 7609025607, ОГРН 1117609002576), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая (извещение N 0171200001923002541), обоснованной.
2. Признать заказчика, муниципальное учреждение "Родной город" городского поселения Ростов (ИНН 7609025607, ОГРН 1117609002576), и уполномоченного органа, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Переславская на участке от Московское шоссе до ул. 9 Мая (извещение N 0171200001923002541), в действиях комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
4. Не выдавать заказчику, муниципальному учреждению "Родной город" городского поселения Ростов (ИНН 7609025607, ОГРН 1117609002576), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 августа 2023 г. N 076/06/106-877/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023