Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" по результатам проведения электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений мастерских второго этажа" (извещение: N 0818500000823003708),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений мастерских второго этажа" (извещение: N 0818500000823003708).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1 ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" признано победителем закупки.
06.06.2023 г. между ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" и ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" заключен контракт на сумму 3 177 759, 63 рублей.
12.07.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ";
- адрес: 350015, г. Краснодар, ул. Седина, д. 177, оф. 10;
- ИНН: 2312263633, КПП: 231001001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт помещений мастерских второго этажа" (извещение: N 0818500000823003708).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1 ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" признано победителем закупки.
06.06.2023 г. между ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" и ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" заключен контракт на сумму 3 177 759, 63 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту помещений мастерских второго этажа (далее - работы) и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим контрактом, за счет средств субсидии, выделяемой из краевого бюджета в сумме.
В соответствии с п. 3.1 контракта выполнение работ осуществляется с даты заключения контракта по 10.08.2023 (включительно).
Этапность исполнения контракта не предусмотрена.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Подрядчик приступил к началу выполнения работ 16.06.2023.
Выполнение работ осуществлялось крайне медленно, большую часть рабочего времени рабочие подрядчика на объекте отсутствовали, условия контракта подрядчиком не исполнялись.
В период выполнения работ Заказчиком выявлены нарушения подрядчиком условий заключенного контракта, также нарушения строительных норм и правил и технологии производства работ.
В нарушение требований СП48-133330-2011, на объекте отсутствовал журнал входного учента и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования, используемых при выполнении работ, не предоставлена исполнительная документация, подлежащая предоставлению в ходе производства работ, ведение общего журнала работ подрядчиком не осуществлялось.
В соответствии с требованиями приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 N 883н "Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте", Подрядчик обеспечивает безопасность строительного производства и безопасность технологического оборудования, машин (механизмов), используемых при выполнении работ. Подрядчик должен обеспечить допуск к работе лиц, прошедших инструктаж по технике безопасности (п. 8.5. контракта).
В нарушение указанного требования, сотрудники ООО "Трудовые резервы", работающие на объекте по контракту не прошли инструктаж по технике безопасности, работают в открытой одеже и обуви, а инструктаж по охране труда и технике безопасности для них проводит работник техникума.
Перед началом выполнения работ на Объекте Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком используемые материалы по качеству, цвету, фактуре. Любое несогласованное Заказчиком несоответствие считается дефектом, подлежащим устранению (исправлению) за счет Подрядчика (п. 8.2. контракта).
В соответствии с п. 8.4. контракта, используемые при выполнении работ материалы или оборудование должны сопровождаться документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность, иметь сертификаты, технические паспорта, инструкции по эксплуатации и другие документы, удостоверяющие их качество, на русском языке или на иностранном языке с переводом, а также быть свободными от прав третьих лиц. Копии сертификатов должны быть представлены Подрядчиком Заказчику за 5 (пять) календарных дней до дня начала производства работ, выполняемых с использованием указанных материалов, изделий и конструкций. В случае наличия оборудования, оно должно являться новым, обременений и прав третьих лиц не иметь. Использование при проведении работ материалов, бывших в употреблении или содержащих компоненты, бывшие в употреблении, не допускается.
Согласование материалов Подрядчиком не осуществляется, копии документов, подтверждающие происхождение материалов, используемых при выполнении работ, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность, имеющие сертификаты, технические паспорта, инструкции по эксплуатации и другие документы, удостоверяющие качество таким материалов, на русском языке или на иностранном языке с переводом Заказчику не представлены.
11.07.2023 на электронную почту заказчика поступило электронное письмо ООО "Трудовые резервы" с коммерческим предложением в виде электронного вложения от ООО "ТПК" на декоративные отделочные системы "Виолет".
На техническом совещании 11.07.2023 ООО "Трудовые резервы" пояснило, что указанное письмо с коммерческим предложением направлено на электронную почту заказчика с целью согласования замены материала, указанного в смете на аналогичный материал.
Из представленного ООО "Трудовые резервы" коммерческого предложения следует, что срок изготовления товара - 15-20 рабочих дней и срок поставки товара - 1-3 дня.
Таким образом, срок поставки декоративных отделочных систем "Виолет" согласно представленному коммерческому предложению, при условии их заказа подрядчиком 11.07.2023 - приходится на 11.08.2023, что выходит за срок окончания работ, предусмотренный контрактом.
21.07,2023 от подрядчика поступили декларации соответствия на линолеум, 24.07.2023 в адрес заказчика поступили паспорта качества на оконные изделия.
21.07.2023 подрядчик направил в адрес заказчика предложения о замене материалов при выполнении работ (ленолиум, стеновые панели).
В претензиях (исх. от 20.06.2023 N 581, от 28.06.2023 N 601, от 07.07.2023 N 631, от 11.07.2023 N 637, от 17.07.2023 N 653, от 18.07.2023 N 663, от 20.07.2023 N 669) заказчик указывает на неисполнение ООО "Трудовые резервы" условий контракта в части несвоевременного начала выполнения работ, крайне медленного выполнения работ, отсутствия рабочих подрядчика на объекте, несоблюдения условий контракта, строительных норм и правил, требований по технике безопасности.
Заказчик в претензионных письмах ставил подрядчика в известность о том, что невыполнение/нарушение ООО "Трудовые резервы" условий контракта, влечет невозможность окончания ремонтных работ в срок, установленный контрактом, и, как следствие, к срыву начала учебного процесса.
Требования заказчика об устранении допущенных нарушений, об ускорении работ (исх. от 20.06.2023 N 581, от 28.06.2023 N 601, от 07.07.202 N 631, от 11.07.2023 N 637, от 17.07.2023 N 653, от 18.07.2023 N 663, от 20.07.2023 N 669) ООО "Трудовые резервы" не выполнены.
Выполненные работы ООО "Трудовые резервы" не соответствует требованиям Контракта, и не соответствует требованиям нормативных документов в сфере строительства.
Работы на объекте осуществлялись подрядчиком с нарушениями строительных норм и правил, технологии выполнения работ и сметной документации.
Так, при монтаже оконных блоков нарушены требования к качеству выполненных работ в соответствии с ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия", а именно: отсутствуют прокладки, снижающие шумовое воздействие, примыкание подоконника к коробке оконного блока установлено не плотно, не герметично и не устойчиво к деформационным воздействиям.
Работы по прокладке внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления, выполненные подрядчиком, не соответствуют требованиям к качеству выполненных работ в соответствии с СП 344.1325800.2017 "Системы водоснабжения и отопления зданий внутренние с использованием труб из "сшитого" полиэтилена. Правила проектирования и монтажа".
Самовольно выполненные подрядчиком дополнительные демонтажные работы, не предусмотренные контрактом (демонтаж дощатых полов с лагами и засыпкой, общей высотой 140 мм на площади 60 м2), нанесли ущерб имуществу учреждения.
ООО "Трудовые резервы" выполняли работы с нарушением нормативных документов и настолько медленно, что завершение работ на объекте при соблюдении строительных норм и правил, а также технологии производства работ, к сроку, установленному контрактом от 06.06.2023 N 0818500000823003708 (10.08.2023) невозможно.
В целях определения объема и стоимости фактически выполненных Обществом работ на момент расторжения контракта Заказчиком привлечена на договорной основе экспертная организация.
О дате, времени и месте проведения экспертизы Подрядчик уведомлен.
Представитель Подрядчика присутствлвал при проведении экспертизы.
От экспертной организации получено заключение (Техническое заключение N 084/23).
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.07.2023 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.07.2023 г. решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ", журнал входного контроля материалов присутствовал на объекте, акт демонтажных работ был представлен 07.07.2023, повторно приложен к письму исх. N 135 от 10.07.2023.
Общий журнал работ ведется и был представлен нарочно представителю Заказчика.
13.07.2023 для заливки стяжки пола подготовительные работы проведены: выполнен демонтаж, при котором выявлены дополнительные работы, которые необходимо выполнить для качества выполняемых работ, о чем Подрядчик уведомил Заказчика в письме исх. N 134 от 07.07.2023.
Демонтаж водопроводных и канализационных труб произведен 10.07.2023, что подтверждается актами, представленными Заказчику.
Общество пояснило, что демонтаж канализационных труб производился совместно с монтажными работами для исключения запаха и негативных последствий.
Для согласования материалов Подрядчиком направлялись письма исх. N 129 от 16.06.2023 г., исх. N 130 от 26.06.2023 г., исх. N 131 от 07.07.2023 г., исх. N 133 от 07.07.2023 г., исх. N 134 от 13.07.2023 г., исх. N 135 от 10.07.2023, исх. N 135 от 13.07.2023 г., исх. N 138 от 18.07.2023 г., исх. N 140 от 19.07.2023 г.
Ответы о согласовании Заказчиком представлены письмом исх. N646 от 13.07.2023 г., исх. N661 от 18.07.2023 г., исх. N 670 от 20.07.2023 г.
По вопросу согласования поставки декоративных отделочных систем "Виолет" имеется письменный ответ о том, что в индивидуальном порядке предоставят раньше, в коммерческом предложении всегда указывают максимальные сроки с запасом.
Для выполнения основных работ Подрядчику необходимо было согласование материалов, так как в соответствии с п. 8.2 Контракта перед началом выполнения работ на Объекте Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком используемые материалы по качеству, цвету, фактуре.
Любое несогласованное Заказчиком несоответствие считается дефектом, подлежащим устранению (исправлению) за счет Подрядчика.
В силу п. 8.7 Контракта если качество материалов, используемых на Объекте, окажется не соответствующим характеристикам, указанным в ПСД, требованиям СНиП, то использование такого оборудования и материалов не допускается.
Таким образом, ранее Подрядчик не мог приступить к выполнению тех работ, в которых необходимо использовать согласованный материал.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Из представленных материалов Комиссией также установлено, что после принятия Заказчиком 12.07.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчик продолжал выполнять работы, предусмотренные контрактом, что подтверждается отметками от 13.07.2023, 14.07.2023, 15.07.2023, 16.07.2023, 18.07.2023 в журнале работ N1 по выполнению работ по капитальному ремонту помещений.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" факт намеренного уклонения от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" в отношении ООО "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ" (350015, г. Краснодар, ул. Седина, д. 177, оф. 10; ИНН: 2312263633, КПП: 231001001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 июля 2023 г. N РНП-23-536/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023