На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка в отношении Заказчиков при проведении Уполномоченным органом - администрацией МО г.о. город-курорт Сочи КК закупок: N0118300018722001216, 0118300018722001217, 0118300018722001219, 0118300018722001220 в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из ФАС России поступило обращение Стрельцова А.Г. согласно которому, Заказчиками установлены избыточные требования, которые ограничивают участников.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г.о. город-курорт Сочи проводились открытые конкурсы в электронной форме N0118300018722001216, 0118300018722001217, 0118300018722001219, 0118300018722001220.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Согласно перечню видов работ Заказчикам требуется: содержание улично-дорожной сети, содержание подземных переходов, зимнее содержание дорог (работы по ликвидации последствий снегопада и гололеда, дежурство в период ухудшения погодных условий, понижения температуры), благоустройство (озеленение, формовочная обрезка (кронирование), валка (снос), санитарная очистка, содержание мест захоронения).
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В извещениях открытых конкурсов в электронной форме установлены следующие требования:
Преимущества и требования к участникам |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 . 1 Требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 |
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
4 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44 ФЗ |
Финансирование лотов на оказание услуг по комплексному санитарному содержанию территорий и дорог Хостинского, Адлерского, Лазаревского, Центрального внутригородских районов города Сочи на 2023-2024 годы осуществляется из бюджета города Сочи в виде 2-х источников финансирования, что указано в постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 08.12.2021 N 2855 (ред. от 14.06.2023) "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Благоустройство территории города Сочи" и Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 08.12.2021 N 2858 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Дорожная деятельность на территории города Сочи".
В данных программах определены мероприятия по содержанию территорий города Сочи. Так, например, в программе "Дорожная деятельность" определено мероприятие - "Санитарное и зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Хостинского внутригородского района".
Пунктами указанного постановления обозначены виды работ по содержанию, а именно: "2023 год: выполнение работ по зимнему содержанию дорог, очистка твердого покрытия от снега, наледи с применением лопаты, совка, скребка и других инструментов, очистка тротуаров, элементов обустройства дорог от снега и льда вручную, россыпь противогололедного материала; работа снегоотбрасывателя самоходного; очистка территории в полосах отвода дорог и улиц от случайного мусора вручную; работа мобильной бригады по сбору мусора в полосах отвода дорог и улиц после уборки; передача мусора на объект размещения отходов, сбор случайного мусора на тротуарах, под лавочками и др.; ручная очистка лестниц с выносом мусора; ручная очистка урн; ручная мойка урн; ручная уборка прилотковой части дорог; погрузка, транспортировка мусора; утилизация мусора; подметание тротуаров и прибордюрной части дорог; гидроструйная очистка бетонных поверхностей (брусчатка); механизированная мойка тротуаров; механизированная уборка прилотковой части дорог; механизированная мойка прилотковой части дорог; подметание полов, лестничных площадок и маршей; очистка приемных камер ливневых решеток; содержание элементов ливневой сети дорог и улиц; работа мобильной бригады по сбору мусора; передача мусора на сортировку, переработку; выкашивание травы вдоль дорог; проведение истребительных мероприятий; прополка карантинных растений; передача мусора на объект размещения отходов; передача растительных остатков на утилизацию; погрузка и транспортировка мусора; очистка водоотводных канав; очистка газонов от случайного мусора; ручная уборка тротуаров; сгребание с поверхности газонов листьев и органического мусора; косьба комбинированных газонов, количество эксплуатируемых подземных переходов, количество эксплуатируемых подъемных платформ с наклонным перемещением для инвалидов, содержание элементов ливневой сети дорог, ремонт малых архитектурных форма вдоль дорог, замена тротуарной плитки, обустройство тротуара, ремонт лестниц.
2024 - 2025 годы: выполнение работ по содержанию дорог аналогично.
В муниципальной программе "Благоустройство" также определены виды работ, и определены мероприятия на 2023 - 2025 годы: подбор павших животных; выполнение комплекса работ по подбору павших безнадзорных животных (дельфинов); работа мобильной бригады по сбору и вывозу мусора -; передача мусора на объект размещения отходов; передача растительных остатков на утилизацию; передача мусора на объект размещения; вывоз и утилизация автомобильных шин, работы по озеленению и иное."
Законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством предусмотрена возможность осуществления закупки на трехлетний период на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на очередной финансовый год и плановый период на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Таким образом, все виды работ объединены единым направлением содержания.
Виды работ, входящие в объект данной закупки, являются единым процессом, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего содержания объектов инфраструктуры и благоустройства на территории внутригородских районов г. Сочи.
С точки зрения технологии и оптимизации процесса уборки и поддержания удовлетворительного санитарного состояния Заказчиками принято решение не разделять на отдельные лоты территории кладбищ, скверов и парков, мемориалов, зеленых зон, улиц (дороги и тротуары) и других территорий, находящихся во внутригородском районе на несколько частей. При включении всех уборочных площадей в один контракт возможна разработка наиболее оптимального маршрута движения уборочной техники, рабочих групп, вывозу отходов, что способствует непрерывному и своевременному выполнению работ, с учетом климатических особенностей и туристической направленности региона.
Заказчики пояснили, что выполнение комплекса работ по содержанию дорог и благоустройству территории обусловлено тем, что разделение объединенных видов работ, как и по всем районам города Сочи приводило к тому, что подрядная организация, ответственная за уборку дорог, имела возможность перекинуть сметенный мусор на территорию другой подрядной организации, ответственной за уборку иных смежных территорий, что приводило к конфликтным ситуациям снижают качество уборки.
Предлагаемые администрацией к выполнению работы не требуют разных видов лицензий или членства в СРО, что также не ограничивает конкуренцию среди участников закупки. Привлечение субподрядчиков не только не запрещено, но и установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе) в объеме 30% от цены контракта.
Действующее законодательство не предусматривает запрета на проведение торгов единым лотом товаров (работ, услуг), которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Уполномоченного учреждения - администрации МО г.о. город-курорт Сочи (комиссии), Заказчиков нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2023 г. N 023/06/99-3816/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023