Комиссия Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Русский Альянс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский университет" министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Строительство объекта: "N4-ОК/23/У "Выполнение работ по текущему ремонту холла первого этажа и крыльца морфологического корпуса (Литер Ю) для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кубанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (номер извещения 0318100057223000036) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении уполномоченным учреждением Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения извещения и указывает, что критерии оценки заявок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком, представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский университет" МЗ РФ размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Строительство объекта: "N4-ОК/23/У "Выполнение работ по текущему ремонту холла первого этажа и крыльца морфологического корпуса (Литер Ю) для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кубанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (номер извещения 0318100057223000036).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 883 983,60 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Согласно подпункту "в" пункту 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктами "а", "б" пункта 28 Постановления N 2604 предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.
В п.18 Положения ПП РФ N2604 указано, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Из содержания извещения следует, что Заказчиком установлены в том числе следующие критерии оценки заявок:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
Признак N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
40 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 20 Положения: в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
Где: - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком; - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок) - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); Предельное минимальное значение по показателю - 100 000 000,00 рублей. |
Признак N2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
20 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения: в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где: - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); Предельное максимальное значение по показателю - 5 контрактов (договоров) |
|||||
Признак N3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
40 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения: в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок) |
Согласно пункту 20 Постановления N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по одной из приведённых в пунктах а - з формул.
Заказчиком по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" применена формула оценки заявок, предусмотренная подпунктом ж) пункта 20 Постановления N 2604, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Установленное предельное минимальное значение общей цены исполненных участником договоров в размере 100 000 000,00 рублей противоречит вышеуказанному положению Закона о контрактной системе, поскольку направлено на предоставление баллов участникам, обладающим несоразмерным для рассматриваемой закупки опытом выполнения соответствующих работ, что в свою очередь является немотивированным фактором ограничения конкуренции.
Вместе с тем, Заказчиком не было представлено обоснование необходимости использования указанного предельного максимального значения. Кроме того, Заказчиком не обоснован размер предельного максимального значения, установленный в извещении о проведении закупки.
Таким образом, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 883 983,60 руб., действия Заказчика, установившего предельное максимальное значение по Детализирующему показателю в размере 100 000 000,00 руб. не соответствуют п. 18 Положения, поскольку необходимость использования предельного максимального значения не была подтверждена.
Таким образом, положения извещения об осуществлении закупки противоречат части 2 ст.8, пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Русский Альянс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский университет" МЗ РФ (комиссии) нарушение ч.2 ст.8, п.11) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский университет" МЗ РФ (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июля 2023 г. N 023/06/32-3785/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023