Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Камский Агроснаб", в присутствии представителя заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная противоэпизоотическая экспедиция" - Должиковой Марины Викторовны (доверенность N210 от 31.07.2023 года), в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Бурмистровой Дарьи Николаевны (доверенность N01-06-52 от 14.03.2023 года) и Ходжаевой Динары Халиловны (доверенность N01-06-49 от 18.01.2023 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Камский Агроснаб" на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная противоэпизоотическая экспедиция" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс") (номер извещения: 0825500000723003627), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.07.2023 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Камский Агроснаб" (далее также - ООО "Камский Агроснаб", Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная противоэпизоотическая экспедиция" (далее также - ГКУ АО "Облпротивоэпизоотэкспедиция", Заказчик) и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее - ГКУ АО "РЦОЗ", Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс") (номер извещения: 0825500000723003627) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком и Уполномоченным органом допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 31.07.2023 года в 11 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель Заказчика принял личное участие в рассмотрении жалобы.
Представители Уполномоченного органа также приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 31.07.2023 года на 01.08.2023 года в 15 часов 30 минут по местному времени контролирующего органа.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель Заказчика принял личное участие в рассмотрении жалобы.
Представители Уполномоченного органа приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
18.07.2023 года Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс") (номер извещения: 0825500000723003627) (далее - извещение).
В извещение Заказчиком вносились изменения.
Измененная (действующая) редакция извещения размещена на официальном сайте 20.07.2023 года и является предметом жалобы.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 278 398,80 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком составлено описание объекта закупки, нарушающее требования законодательства о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Заказчик в разделе 7 файла "Описание объекта закупки" извещения утвердил техническое задание, согласно которому требуется к поставке следующий товар:
N п/п |
Наименование Товара/код ОКПД2 |
Ед. измерения |
Кол-во |
1 |
Дезинфицирующее средство - "Кемицид ПЛЮС" ** или эквивалент ОКПД2 20.20.14.000 |
литр |
360 |
* В связи с отсутствием позиции в КТРУ и в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 Заказчиком указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данная информация необходима с целью получения заказчиком товара, соответствующего его потребностям".
Однако, следует отметить, что закупаемому Заказчиком товару в каталоге товаров, работ и услуг соответствует укрупненная позиция "Средство дезинфицирующее", код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000010.
Позиция 20.20.14.000-00000010 является действующей, бессрочной и обязательной к применению с 07.05.2023 года, а также содержит в себе характеристики, которые являются обязательными для применения.
При этом, пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что при описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики к товару, отсутствующие в позиции КТРУ.
Так, например, установлена такая дополнительная характеристика, как "Действующие вещества".
В качестве обоснования установления данной дополнительной характеристики в описании объекта закупки указано следующее:
"Данная информация необходима с целью получения заказчиком товара, соответствующего его потребностям".
Законом о контрактной системе не предусмотрены конкретные формы обоснования дополнительных характеристик товара, при этом, просто указание на потребность Заказчика не является достаточным обоснованием установления дополнительных характеристик товара, отсутствующих в позиции КТРУ.
Таким образом действия субъектов контроля, не применивших позицию КТРУ и установивших дополнительные характеристики товара, без обоснования их установления, не соответствуют положениям законодательства РФ о контрактной системе.
Следовательно, указанные действия нарушают требования, установленные частью 6 статьи 23, пунктом 5 части 1 статьи 42, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также, из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил требования к поставляемому товару, которым отвечает только один товар (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс", производство ООО "КемиклКрафт").
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В разделе 7 файла "Описание объекта закупки" извещения Заказчиком установлены следующие характеристики для необходимого к поставке товара:
"7.2. Описание товара, требуемого к поставке:
N п/п |
Наименование товара Наименование показателя (участник закупки указывает наименование показателя так, как указано заказчиком) |
Единица измерения |
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара (наименование и значение показателя, единица измерения) |
Инструкция участникам закупки по заполнению заявки |
2. |
Действующие вещества |
% |
Композиция трёх четвертичных аммониевых соединений (алкилдиметилбензиламмония хлорид, дидецилдиметиламмония хлорид, диоктилдиметиламмония хлорид) не менее 15,00% |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением либо значением "превышающим" заданный показатель, но без сопровождения словами "не менее" |
глутаровый альдегид не более 10,00% |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением либо значением "не превышающим" заданный показатель, но без сопровождения словами "не более" |
|||
полигексаметилетиленгуанидин гидрохлорид не менее 2,50% |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением либо значением "превышающим" заданный показатель, но без сопровождения словами "не менее" |
Однако, Заказчиком и Уполномоченным органом в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемым им к товару требованиям отвечает товар иных производителей.
Кроме того, в подпункте "а" пункта 5.3 файла "Проект контракта" извещения при поставке товара Поставщик формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок и направляет Заказчику в единой информационной системе в сфере закупок с приложенными документами инструкцию по применению препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид ПЛЮС").
Указанные действия Заказчика и Уполномоченного органа не соответствуют части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 и пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Камский Агроснаб" на действия Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная противоэпизоотическая экспедиция" и Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс") (номер извещения: 0825500000723003627) обоснованной.
2. Признать Государственное казенное учреждение Астраханской области "Областная противоэпизоотическая экспедиция" и Государственное казенное учреждение Астраханской области "Региональный центр организации закупок" нарушившим часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс") (номер извещения: 0825500000723003627).
3. Выдать Государственному казенному учреждению Астраханской области "Областная противоэпизоотическая экспедиция" и Государственному казенному учреждению Астраханской области "Региональный центр организации закупок" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку препаратов, применяемых в ветеринарии (дезинфицирующее средство - "Кемицид Плюс") (номер извещения: 0825500000723003627).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 августа 2023 г. N 030/06/106-821/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023