Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
<__>
При участии в формате ВКС:
Представителя Заказчик, по доверенности;
Представителя Подрядчика, по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи обращение Заказчика - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта", г. Надым (ИНН: 8903027978) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300001223000111 от 13.04.2023 выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Тепловые сети к жилым домам по ул. Ядне, ул. Новая, ул. Обская, ул. 30 лет Победы с. Кутопьюган Надымского района", цена контракта - 8 876 931,99 рублей, (извещение N 0190300001223000111), с ООО "СТК Альфа". (ИНН 7203487304) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вход. N 3227/23 от 06.06.2023).
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.04.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300001223000111 на выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Тепловые сети к жилым домам по ул. Ядне, ул. Новая, ул. Обская, ул. 30 лет Победы с. Кутопьюган Надымского района" (далее - контракт), со сроком выполнения работ - с даты заключения контракта - по 12.09.2023 года.
Контракт заключен по результатам электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, на основании протокола 0190300001223000111-1 от 31.03.2023 размещённого на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Для принятия решения, Заказчиком рассмотрены следующие документы:
Муниципальный контракт N 0190300001223000111 от 13.04.2023;
Претензия N 89-174/1901-08/2192 от 21.06.2023; Претензия N 89-174/1901-08/2521 от 12.07.2023; Претензия N 89-174/1901-08/2546 от 12.07.2023; Письмо N 89-174/1901-08/1292 от 18.04.2023; Письмо N 89-174/1901-08/1367 от 24.04.2023; Письмо N° 89-174/1901-08/2242 от 26.06.2023. В соответствии с п. 11.3, контракта, основанием для одностороннего расторжения Контракта, в том числе является:
Задержка Подрядчиком начала работ более чем на 5 (Пять) календарных дней по причинам, не зависящим от Заказчика.
Задержка Подрядчиком хода выполнения работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в контракте, увеличивается более чем на 5 (Пять) календарных дней;
Систематическое несоблюдение (два и более раз) Подрядчиком требований по качеству работы;
Приостановление или аннулирование документов на строительную деятельность, других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающее Подрядчика права на производство работ;
В связи с существенным изменением обстоятельств, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, Контракт вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях;
В случае нарушения срока замены независимой гарантии, указанного в пункте 13.5.1.3, контракта, более чем на 1 (Один) месяц;
При других существенных нарушениях контракта со стороны Подрядчика.
Заказчиком выявлено, что обязательства, предусмотренные условиями контракта, Подрядчик не исполнил должным образом, тем самым нарушил пп. 1.1. 3.1. 3.4. 5.1. 5.4, контракта.
В соответствии с пунктами 11.1. 11.3, контракта, на основании ст. 450.1, 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 27.07.2023 NАД/2129/23 представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-540/2023 (далее-пояснение).
Из пояснений следует, что между Подрядчиком и Заказчиком был заключен муниципальный контракт N0190300001223000111 на выполнение работ по выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Тепловые сети к жилым домам по ул. Ядне, ул. Новая, ул. Обская, ул. 30 лет Победы с. Кутопьюган Надымского района"
В соответствии с п. 1.1 Контракта в целях обеспечения муниципальных нужд Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в объеме в соответствии с требованиями и условиями настоящего контракта и документации о закупке выполнить работы по капитальному строительству объекта: "Тепловые сети к жилым домам по ул. Ядне, ул. Новая, ул. Обская, ул. 30 лет Победы с. Кутопьюган Надымского района"(далее по тексту - объект), собственными и/или привлеченными силами, средствами, а Заказчик в соответствии с условиями настоящего контракта обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Место выполнения работ - ЯНАО, Надымский район, с. Кутопьюган.
Сроки выполнения работ по Контракту: с даты заключения контракта - по 12.09.2023 года.
При этом Подрядчик поясняет следующее:
Выполнение работ было невозможно ранее по обстоятельствам, независящим от Подрядчика, в связи со сложной транспортной логистикой из-за проведения СВО в стране, так как материал необходимый для начала строительства базируется в регионах приближенных к местам проведения боевых действий, так же логистику осложняют ремонтные работы на дорогах, что повлекло за собой отставание от графика производства работ. Таким образом, Подрядчиком закуплен материал полностью для выполнения работ и на дату 28.06.2023 доставлен в г. Новый Уренгой (подтверждается приложенными фото), о чем Подрядчик сообщил Заказчику письмом исх. N 26 от 28.06.2023.
14.06.2023 генеральный директор ООО "СТК Альфа" был на объекте строительства с рабочим визитом.
Ввиду того, что местом выполнения работ является ЯНАО, Надымский район, с. Кутопьюган, Подрядчик столкнулся с трудностями именно в доставке материалов на сам объект строительства.
Подрядчик рассматривал разные способы доставки, однако единственным возможным оказался только путем транспортировки водным транспортом.
О сложившихся трудностях Подрядчик сообщил Заказчику в письме исх. N 27 от 14.07.2023. Исходя из расписания свободный водный транспорт (баржа) доступен только на 30.07.2023 г. Соответственно Подрядчик гарантировал, что материал поступит на Объект 30.07.2023 г.
Подрядчик не отказывался от исполнения Контракта, более того, предпринимал все от него зависящее и информировал о том, что ООО "СТК Альфа" готово нести ответственность в соответствии с условиями Контракта.
При этом Подрядчик обращает внимание комиссии, что срок выполнения работ по 12.09.2023 и фактически Подрядчик имел возможность исполнить контракт, просил Заказчика отменить односторонний отказ от исполнения Контракта, что подтверждается письмом исх. N 25 от 21.07.2023. По телефону Заказчик обещал, но по итогу не отменил.
Таким образом, со стороны Подрядчика имелись обстоятельства независящие от него, в силу чего Подрядчик также просил Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и заключить соглашение о расторжении Контракта по обоюдному согласию.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.1 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
13.04.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300001223000111 (далее - Контракт).
13.07.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.07.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 24.07.2023.
Согласно ч.13 ст.95 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что из обращения Заказчика неверно следует, что с 24.07.2023 контракт считается расторгнутым. Таким образом в действиях Заказчика содержится нарушение требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, датой расторжения рассматриваемого Контракта представлено Заказчиком является 25.07.2023.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено нарушения в действиях Заказчика.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Подрядчика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (контракт не выполнен).
Комиссией установлено, что контракт был заключен 13.04.2023.
Исследовав представленные Заказчиком документы, письма и претензии Заказчик представил обширную переписку и документы, подтверждающие, что Подрядчик не исполнил обязательства по контракту.
В нарушение условий контракта, работы по капитальному строительству объекта: "Тепловые сети к жилым домам по ул. Ядне, ул. Новая, ул. Обская, ул. 30 лет Победы с. Кутопьюган Надымского района" не выполнены, к выполнению работ Подрядчик не приступал, таким образом, обязательства по контракту на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не исполнялись. Доказательств Подрядчиком не представлено. Представленные в качестве доказательств поставки материалов фотографии взяты из общей сети Интернет.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Подрядчик, принимая на себя в рамках контракта соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Подрядчик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Подрядчик рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "а" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Подрядчиком не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Действия Подрядчика, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчика обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчики, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "СТК Альфа". (ИНН 7203487304), по обращению МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта", г. Надым (ИНН: 8903027978) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300001223000111 от 13.04.2023 выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Тепловые сети к жилым домам по ул. Ядне, ул. Новая, ул. Обская, ул. 30 лет Победы с. Кутопьюган Надымского района", цена контракта - 8 876 931,99 рублей, (извещение N 0190300001223000111), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. . Датой включения информации в отношении ООО "СТК Альфа" (ИНН 7203487304), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного Дорошенко Максима Геннадьевича (ИНН: 702281313979), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица заказчика, ответственного за направление сведений о расторжении контракта о необходимости представить в срок до 18.08.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
-паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6); -
-информацию о фактическом месте проживании;
-адрес электронной почты для направления уведомлений должностному лицу (контактная информация);
-приказ о назначения на должность; 2023-898-
-должностную инструкцию;
-справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
-объяснения должностного лица;
-иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 6 статьи 7.32 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 21.08.2023 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний). В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08;
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 августа 2023 г. N 089/10/104-540/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023