Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
председатель комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок. |
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Чисто и Точка" (далее также - ООО "Чисто и Точка", общество, заявитель) о нарушении Филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" в городе Нижнем Новгороде (далее также - Филиал СамГУПС в г. Нижнем Новгороде, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории; Погрузочно-разгрузочные работы; Услуги по мытью окон; Услуги по обслуживанию помещений комплексные (гардероб); Услуги по чистке и уборке специализированные (очистка кровли)", номер извещения 0332400002023000023 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, действия заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители сторон на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали.
Филиалом СамГУПС в г. Нижнем Новгороде в адрес Нижегородского УФАС России представлены письменные возражения по каждому доводу жалобы заявителя.
Комиссия Нижегородского УФАС России, осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 14.07.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке
АО "ЕЭТП" размещено извещение по объекту закупки: "Оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории; Погрузочно-разгрузочные работы; Услуги по мытью окон; Услуги по обслуживанию помещений комплексные (гардероб); Услуги по чистке и уборке специализированные (очистка кровли)", номер извещения 0332400002023000023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 505 544,20 рублей.
2) По мнению заявителя, заказчик установил неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки,и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком принято решение в целях соблюдения гигиенических нормативов, санитарных норм и правил указать общие (основные) свойства расходных и иных материалов, для применения Исполнителем в ходе оказания Услуг. При этом приведенный перечень не является исчерпывающим, а носит рекомендательный характер, так как в составе средств перечислены основные (главные) компоненты, которые определяют моющие и/или дезинфицирующие средства, предназначенные для конкретных видов уборки.
При описании требуемых свойств и характеристик со стороны Заказчика указано,что расходные и иные материалы, используемые Исполнителем в ходе оказания Услуг, должны соответствовать ГОСТ, который, включает в себя требования государства к качеству продукции, его геометрическим размерам, отклонения от эталона и т.д., при eгo наличии. Соответственно, если расходные и иные материалы Исполнителя не имеют ГОСТа, то и соответствовать они ему не должны.
На основании изложенного, Заказчиком не устанавливались неправомерные требования к описанию участникам закупки, а довод жалобы заявителя признается необоснованным.
2) По мнению заявителя, описание объекта закупки противоречит Каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила), утвержденных Постановлением Правительства N 145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав описание объекта закупки, Комиссией Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что информация о товаре, являющемся объектом закупки, включена в КТРУ.
Заказчиком при публикации извещения о проведении электронного аукциона и формировании описания объекта закупки использована позиция каталога 81.21.10.000-00000006 - Услуги по уборке.
Вышеуказанное КТРУ содержит следующий тип уборки помещения: Ежедневная поддерживающая; Ежедневная основная; Разовая; Генеральная; способ уборки: ручной.
В пункте 5.4. Технического задания указано "Удаление пыли и загрязнений с подоконников", что является ежедневной основной уборкой; "Мойка окон (в том числе влажная обработка рам)" является генеральной уборкой.
В пункте 5.5. Технического задания указан перечень услуг по уборке комнат, коридора в отделении для преподавателей, таких как: "Влажная уборка пола с применением специальных моющих и дезинфицирующих средств", "Удаление пыли и загрязнений (влажная обработка специальными средствами) с подоконников", "Чистка стеклянных и зеркальных поверхностей специальными средствами", все это является ежедневной поддерживающей и основной уборкой.
В описание объекта закупки не включались требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованным.
3) По мнению заявителя, Заказчиком не установлено конкретное количество поставляемого учреждению оборудования.
В техническом задании в пункте 6.8 указано количество - 19 шт.
Сроки установки - по мере необходимости.
Согласно пункту 1.5. Контракта Исполнитель обязуется оказать Услуги своими силами и средствами, с использованием собственных материалов (моющие средства, оборудование, инвентарь, расходные и иные материалы, используемые Исполнителем в процессе оказания Услуг), которые приобретаются Исполнителем самостоятельно и за свой счет, вследствие чего считаются относящимися к собственности Исполнителя. Заказчик не устанавливает цену за каждую единицу, так как расходные и иные материалы принадлежат Исполнителю и по завершению Контракта последний вправе оставить в своем пользовании (в том числе вывезти с объектов Заказчика) поставленные расходные и иные материалы для качественного оказания Услуг по уборке помещений и территорий Заказчика.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в данной части не усматривается.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается необоснованной.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Чисто и Точка" о нарушении Филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" в городе Нижнем Новгороде требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории; Погрузочно-разгрузочные работы; Услуги по мытью окон; Услуги по обслуживанию помещений комплексные (гардероб); Услуги по чистке и уборке специализированные (очистка кровли)", номер извещения 0332400002023000023, необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
О.Ю. Швецова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Ветров |
|
|
С.В. Ражев |
Исп.Ветров М.В.
тел.+7(831) 431-73-87 вн. 052-707
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 июля 2023 г. N 052/06/105-1770/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023