Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
председатель комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Клевцова А.А. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок. |
При участии посредством видеоконференцсвязи (31.07.2023, 01.08.2023): | ||
- Доценко Т.Г. |
- |
представителя ООО "Открытый Урок" (доверенность N 16 от 28.04.2023), |
- Мамаева А.А. |
- |
представителя ООО "Открытый Урок" (доверенность N 208 от 01.08.2023), |
- Порхуновой В.В. |
- |
представителя ГБОУ ДПО НИРО (доверенность б/н от 31.07.2023), |
- Пылаевой Е.В. |
- |
представителя ГКУ НО "ЦРЗ НО" (доверенность N 3 от 13.02.2023). |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Открытый Урок" (далее также - ООО "Открытый Урок", общество, заявитель) о нарушении Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский Институт Развития Образования" (далее также - ГБОУ ДПО НИРО, заказчик) и Государственным казенным учреждением Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее также - уполномоченное учреждение) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным учреждением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: ""Шифр: 52-2023-нр5172 Поставка наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (физика, химия, биология, физиология, экология) для оснащения обновление материально-технической базы оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2023 г."", номер извещения 0832200006623000948 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, действия заказчика, уполномоченного учреждения не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Нижегородского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 21.07.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке
ЭТП Газпромбанк размещено извещение по объекту закупки: ""Шифр: 52-2023-нр5172 Поставка наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (физика, химия, биология, физиология, экология) для оснащения обновление материально-технической базы оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2023 г."", номер извещения 0832200006623000948.
Начальная (максимальная) цена контракта - 76 783 500,00 рублей.
2) По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: пункт 2.1 проекта Контракта.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракт.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки,с которым заключается контракт.
Пунктом 2.1 проекта Контракта установлено:
"2.1. Цена Контракта определена по результатам электронного аукциона и составляет ______ руб. (____________ рублей ____________ копеек), НДС 20% -_________________ руб. (____________________________ рублей ____ копеек) / НДС не облагается (если НДС не облагается, указать конкретную статью налогового кодекса Российской Федерации).
В случае если Контракт заключается с юридическим лицом или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком".
Пунктом 2.2 проекта Контракта определено:
"2.2. Цена Контракта включает в себя все расходы Поставщика, связанные с исполнением Контракта, в том числе стоимость Товара, расходы на упаковку, маркировку, страхование, сертификацию, транспортные расходы по доставке товара до места поставки, погрузку-разгрузку, гарантийное обслуживание в течение гарантийного срока, уплату налогов в т.ч. НДС), сборов и иных платежей, которые являются обязательными в соответствии с действующим законодательством.".
Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, регулируются налоговым законодательством. Вышеуказанные обстоятельства являются предпринимательскими расходами и рисками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выбравших определенную систему налогообложения.
Кроме того, заявителем жалобы (ООО "Открытый Урок") подана заявка на участие в электронном аукционе и не представлено в материалы дела документов и сведений,о том, что обжалуемые положения извещения каким-либо образом нарушают права и законные интересы как самого подателя жалобы, так и иных участников закупки.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной.
3) По мнению заявителя, заказчиком в техническом задании установлены дополнительные требования к поставляемому товару. При этом обоснование необходимости применения дополнительных характеристик товара в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила), утвержденных Постановлением Правительства N 145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Извещение о проведении электронного аукциона содержит обязательный к применению код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 32.99.53.130-00000047 (Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования).
Вышеуказанный КТРУ содержит одну характеристику, которая является обязательной для применения, а именно: Предметная область (Алгебра; Биология; География; Геометрия; Изобразительное искусство; Иностранный язык; Информатика; История России. Всеобщая история; Литература; Математика; Музыка; Обществознание; Основы безопасности жизнедеятельности; Основы духовно-нравственной культуры народов России; Родная литература; Родной язык; Русский язык; Технология; Физика; Химия).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки,и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении установлены дополнительные требования к поставляемому товару. Помимо предметной области, обязательной для применения, техническое задание содержит следующие функциональные и качественные характеристики товара:
"Тип пользователя
Обеспечивает выполнение лабораторных работ на уроках по биологии в основной школе и проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Комплектация:
Беспроводной мультидатчик по биологии с 5-ю встроенными датчиками:
Датчик влажности
с диапазоном измерения
Датчик освещенности
с диапазоном измерения
Датчик рН
с диапазоном измерения
Датчик температуры
с диапазоном измерения
Датчик температуры окружающей среды
с диапазоном измерения
Аксессуары:
Зарядное устройство с кабелем miniUSB
USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy
Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории
Цифровая видеокамера с металлическим штативом
разрешение
Методические рекомендации
Упаковка
Русскоязычный сайт поддержки
Видеоролики
Предметная область
(Соответствует КТРУ 32.99.53.130-00000047)
Подраздел предметной области:
Тип пользователя
Обеспечивает проведение учебного экологического мониторинга инструментальными методами.
Набор применяется при изучении экологии, биологии, химии, географии и природоведения, а также для индивидуальных исследования и проектной деятельности школьников.
Комплектация:
Беспроводной мультидатчик по экологическому мониторингу с 8-ю встроенными датчиками:
Датчик нитрат-ионов
Датчик хлорид-ионов
Датчик рН
с диапазоном измерения
Датчик влажности
с диапазоном измерения
Датчик освещенности
с диапазоном измерения
Датчик температуры
с диапазоном измерения
Датчик электропроводимости
с диапазонами измерения
Датчик температуры окружающей среды
с диапазоном измерения
Отдельные датчики и мультидатчики:
Датчик звука с функцией интегрирования
с диапазоном измерения частот
Датчик влажности почвы
с диапазоном измерения
Датчик окиси углерода
с диапазоном измерения
Мультидатчик оптической плотности и мутности со встроенными датчиками:
Датчик оптической плотности 470 нм
с диапазоном измерения
Датчик оптической плотности 525 нм
с диапазоном измерения
Датчик оптической плотности 630 нм
с диапазоном измерения
Датчик мутности растворов
с диапазоном измерения
Аксессуары:
Кабель USB соединительный
Зарядное устройство с кабелем miniUSB
USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy
Стержень для закрепления датчиков в штативе
Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории
Методические рекомендации
Упаковка
Русскоязычный сайт поддержки
Видеоролики".
Вместе с тем в нарушение требований пункта 6 Правил извещение (описание товара) не содержит обоснование необходимости применения дополнительных характеристик товара.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России допущенные заказчиком нарушения требований части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае,не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Открытый Урок" о нарушении Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский Институт Развития Образования" и Государственным казенным учреждением Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: ""Шифр: 52-2023-нр5172 Поставка наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (физика, химия, биология, физиология, экология) для оснащения обновление материально-технической базы оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2023 г."", номер извещения 0832200006623000948, обоснованной в части нарушения требований части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
О.Ю. Швецова |
Члены комиссии: |
|
А.А. Клевцова |
|
|
М.В. Ветров |
Исп.Ветров М.В.
тел.+7(831) 431-73-87 вн. 052-702
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 августа 2023 г. N 052/06/105-1787/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023