Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.07.2023 N 133/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ИП Лебедеве Константине Александровиче (ИНН 312326227407)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - МКУ "Горритуалсервис" (доверенность от 25.07.2023, N 2), (доверенность от 25.07.2023 N 1), участника закупки - ИП Лебедева Константина Александровича, рассмотрев информацию МКУ "Горритуалсервис" о расторжении контракта в одностороннем порядке с МКУ "Горритуалсервич", заключенного по итогам электронного аукциона "Выполнение работ по ограждению площадок под ТКО на кладбище по ул. Портовая" (N закупки 0126300035823000031) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Горритуалсервис" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ИП Лебедева Константина Александровича (ИНН 312326227407) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.01.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 788 958,88 рублей.
Наименование объекта закупки - выполнение работ по ограждению площадок под ТКО на кладбище по ул. Портовая.
Источник финансирования: бюджет городского округа "Город Белгород".
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 20.02.2023 заключен муниципальный контракт N 2300031 на выполнение работ по ограждению площадок под ТКО на кладбище по ул. Портовая (далее - Контракт) с победителем аукциона ИП Лебедевым Константином Александровичем (далее - Подрядчик), цена которого составила 1 048 946,92 рублей.
Согласно пункту 1.1. Контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в счет стоимости, составляющей цену контракта, оговоренную в разделе 2 контракта, выполнить собственными и привлеченными силами и средствами подрядные работы (именуемые далее "Работы") на выполнение работ по ограждению площадок под ТКО на кладбище по ул. Портовая (далее-объект) в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 1.2. Контракта, Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ по объекту в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 1.5. Контракта, Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, оборудования, механизмов, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности и охраны окружающей среды, требованиями миграционного контроля, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
Согласно пункту 3.1. Контракта, в рамках исполнения контракта выполнение работ Подрядчиком осуществляется в следующие сроки (работы по контракту должны быть начаты, завершены и производиться): с 01 июня 2023 года в течении 40 календарных дней.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 9.1. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Подрядчиком 05.07.2023, на основании пункта 9.1. Контракта и части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с невозможностью исполнения взятых на себя обязательств.
Из содержания Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что с момента подписания муниципального контракта N 2300031 от 20.02.2023 цена материала из которого должно было произведено ограждение площадок под ТКО на кладбище по ул. Портовая значительно увеличилась. Следовательно, сторона Подрядчика не может выполнить взятые на себя обязательства, так как одной из задач предпринимательства является прибыль, однако в сложившихся условиях в случае выполнения настоящего контракта индивидуальный предприниматель вынужден будет понести убытки.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчиком 05.07.2023 было размещено в ЕИС.
В соответствии с пунктом 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления МБУ "Управление Белгорблагоустройство" о решении Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 05.07.2023 года.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС указано, что датой расторжения Контракта является 17.07.2023 (информация размещена 18.07.2023 года).
В соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ИП Лебедеве Константине Александровиче (ИНН 312326227407) в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 19.07.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения Комиссией Белгородского УФАС России установлено следующее.
23.06.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо с просьбой последнего приступить к выполнению работ в соответствии с условиями контракта (копия письма от 23.06.2023 N 106 представлена в материалы дела).
05.07.2023 Подрядчик направил уведомление в адрес Заказчика о невозможности исполнения настоящего муниципального контракта в связи с повышением цен на материалы из которого должно быть произведено ограждение площадок под ТКО на кладбище по ул. Портовая (копия уведомления от 04.07.2023 представлена в материалы дела).
06.07.2023 Заказчик в ответ на уведомление от 05.07.2023 сообщил Подрядчику, что в соответствии с нормами действующего законодательства у индивидуального предпринимателя не было правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта (копия письма от 06.07.2023 N 115 представлена в материалы дела).
Также в ходе заседания Комиссии, индивидуальный предприниматель представил счета на оплату товара необходимого для производства работ до заключения контракта и после его заключения (копии счета N 12 от 13.02.2023, счета N 1453 от 01.07.2023, счета N 31 от 03.07.2023 представлены в материалы дела).
На заседании Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что контракт был заключен за три месяца до даты предстоящих работ, перед его заключением Подрядчик ознакомился с проектной и технической документацией и путем заключении контракта согласился со всеми его условиями. Подрядчик, действуя заботливо и осмотрительно и имея точные сведения (из технического задания и сметы) о материалах, которые необходимы для выполнения работ, мог заранее подготовиться к выполнения работ и закупить необходимый материал, поскольку времени для этого было более чем достаточно.
Комиссия отмечает, что заключая контракт с отсроченным сроком его исполнения Подрядчик должен был учесть все возможные варианты развития событий, предвидеть наступление предпринимательских рисков, поскольку изменение цен является предпринимательским риском и о данном обстоятельстве, как специфике предпринимательской деятельности не могло не быть известно Подрядчику.
Кроме того, индивидуальным предпринимателем доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме, а также фактов его надлежащего исполнения в дальнейшем, в соответствии с его положениями, на заседание Комиссии представлено не было.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства неисполнения условий муниципального контракта свидетельствуют о недобросовестном поведении ИП Лебедева Константина Александровича при исполнении Контракта.
Деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем в рамках исполнения Контракта, является предпринимательской.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, ИП Лебедев Константин Александрович, являясь стороной по Контракту, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
Комиссия отмечает, что действуя в рамках заключенного Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
При указанных обстоятельствах, у контрольного органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр, предусмотренные Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию МКУ "Горритуалсервис" в отношении индивидуального предпринимателя (ИНН 312326227407, место нахождения - 308017, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Константина Заслонова д. 89), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя (ИНН 312326227407, место нахождения - 308017, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Константина Заслонова д. 89), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 июля 2023 г. N 031/10/104-540/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023