Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
рассмотрев обращение Администрации Уватского муниципального района о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивиудального предпринимателя Жилиной Нины Юрьевны (ОГРНИП: 321723200048825, ИНН: 722409226637) (далее также - индивидуальный предприниматель) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение кадастровых работ и сопровождение процедуры внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер закупки: 0167300024522000133),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение Администрации Уватского муниципального района о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении индивиудального предпринимателя Жилиной Нины Юрьевны.
От индивидуального предпринимателя письменных пояснений к дате рассмотрения обращения Администрации Уватского муниципального района в Тюменской УФАС России не поступало.
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 03.08.2023. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе администрации Абатского муниципального района от исполнения контракта от 01.08.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей администрации, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Админстрацией Уватского муниципального района по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300024522000133) на выполнение кадастровых работ и сопровождение процедуры внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, с победителем указанной закупки - индивидуальным предпринимаетелем Жилиной Ниной Юрьевной заключен муниципальный контракт от 09.12.2022.
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель обязуется выполнить кадастровые работы и сопровождение процедуры внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (далее - Работы) в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) и передать Заказчику документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон РФ от 24.04.2007 N 221-ФЗ), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Исполнителем Работы в порядке, предусмотренном Контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта Цена Контракта в соответствии с расчетом стоимости Работ, предусмотренном приложением N 2 к Контракту, составляет 192 559 (сто девяносто две тысячи пятьсот пятьдесят девять) рублей 40 копеек, НДС не облагается на основании применения упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.
Срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 26.12.2022 (пункт 3.1. контракта).
Как пояснили представители Администрации, к выполнению работ по контракту индивидуальный предприниматель приступил только 22.03.2023 после направления требования от 03.03.2023 об уплате неустойки (пени) на сумму 3 270 руб. 50 коп. За период с 22.03.2023 по 13.04.2023 работы по контракту выполнены на общую сумму 154 047 руб. 52 коп. До настоящего времени работы не выполнены по 4 (четырем) объектам на сумму 38 511 руб. 88 коп.
18.04.2023 в адрес заказчика через ЕИС поступил документ об исполнении контракта N 4 на общую сумму 19 255 руб. 94 коп. по двум объектам: с.Красный Яр, д.Остров. По факту работы выполнены по объектам: с.Красный Яр, с.Демьянское. Заказчиком отказано в приемке работ по причине неверного формирования документа об исполнении контракта. Скорректированного документа в адрес Заказчика не поступало. В связи с тем, что индивидуальным предпринимателем на дату окончания выполнения работ и сдачи выполненных работ заказчику 26.12.2022 работы выполнены не были Админстрацией Уватского муниципального района 20.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 31.07.2023.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 10.3. контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта Контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 3.14; 4.3.3. настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 3.14. контракта если по результатам экспертизы будут установлены нарушения требований Контракта, препятствующие приемке работ, в том числе отрицательное заключение эксперта, Заказчиком принимается решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений 4.3.3. контракта следует, что исполнитель обязан по окончании выполнения Работ представить Заказчику документы, указанные в п. 3.3, 3.5. настоящего Контракта.
В пункте 3.3. контракта установлено, что результатом выполнения Работ является государственный кадастровый учет объектов недвижимости, указанных в приложении N2 (Перечень объектов).
Форма отчета: предоставление в Администрацию Уватского муниципального района сопроводительным письмом за подписью Руководителя:
- сформированного Исполнителем технического плана и представление Заказчику для проверки сведений текстовой и графической частей технического плана и подписания (технические планы на бумажном носителе в количестве 1 (одного) экземпляра и на электронном носителе в виде электронного документа (содержащим электронно-цифровую подпись);
- выписок из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающих внесение сведений об объектах недвижимости в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 3.5. контракта Исполнитель в срок, установленный пунктом 3.1. Контракта формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а" - "ж" пункта 1 части 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Одновременно с направлением Заказчику в ЕИС документа о приемке Исполнитель предоставляет на утверждение Заказчику результаты выполненных работ: счет, акт оказанных услуг.
К документу о приемке, предусмотренному пунктом 3.5. Контракта, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 3.5. Контракта информация, содержащаяся в документе о приемке.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 20.07.2023 и получено им в этот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 20.07.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 31.07.2023.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что к выполнению обязательства по контракту Исполнитель приступил только 22.03.2023 после направления Заказчиком требования от 03.03.2023 об уплате неустойки (пени) на сумму 3 270 руб. 50 коп., в то время как пунктом 3.1. контракта установлен срок выполнения работ с даты заключения контракта до 26.12.2022. В заседании комиссии представитель Заказчика отметил, что неустойка по контракту Исполнителем не оплачена.
Также, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в разделе "исполнение контракта" содержится информация о начислении индивидуальному предпринимателю неустоек в связи с просрочкой исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства):
- претензия об уплате неустойки N1902-И от 03.03.2023 на сумму 3 273 руб. 50 коп.;
- Претензия об оплате неустойки N6248-И от 14.07.2023 на сумму 5 574 руб. 60 коп.
Кроме того, в разделе "исполнение контракта" официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 0167300024522000133, установлено, что цена контракта составляет 192 559 руб. 40 коп., в то время как стоимость исполненных (подрядчиком, исполнителем) обязательств составила 154 047 руб. 52 коп., что свидетельствует о невыполнении исполнителем условий по контракту в полном объеме.
Объективные причины невозможности исполнения обязательств в установленный контрактом срок в материалы дела от предпринимателя не поступили.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика в рамках исполнения контракта на выполнение кадастровых работ и сопровождение процедуры внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Подрядчика установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
Представитель Заказчика в заседании антимонопольного органа выразил мнение о необходимости включения сведений в отношении индивиудального предпринимателя Жилиной Нины Юрьевны в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Админстрацией Уватского муниципального района о внесении в реестр недобросовестных по-ставщиков сведений в отношении индивиудального предпринимателя Жилиной Нины Юрьевны (ОГРНИП: 321723200048825, ИНН: 722409226637) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выпол-нение кадастровых работ и сопровождение процедуры внесения сведений об объектах недвижи-мости в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер закупки: 0167300024522000133), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 августа 2023 г. N РНП-72-114/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023