Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью авиакомпания "РусАвиа" (далее - ООО АК "РусАвиа", заявитель): ... (представитель по доверенности);
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" (далее - ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу посредством web-видеоконференции ООО АК "РусАвиа" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" при проведении запроса котировок в электронной форм на оказание авиационных услуг с применением малой авиации поисково-спасательные работы на территории Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000623013969), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО АК "РусАвиа" на действия заказчика.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ООО АК "РусАвиа" пояснил, что заказчиком не установлено требование о представлении сертификата эксплуатанта.
Просил признать жалобы обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с доводом жалобы заявителя не согласилась.
Просила признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623013969 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 14.07.2023года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 226 579,63 рублей.
4. Согласно протоколу подведения итогов от 25.07.2023 года на участие в закупке подана одна заявка, которая соответствует требованиям извещения и электронным документам.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО АК "РусАвиа" необоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно описанию объекта закупки целью закупки является проведение авиационной разведки местности поисково-спасательных работ с применением малой авиации на сверхлегких ВС АОН.
В силу пункта 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Таким образом, Воздушный кодекс РФ освобождает организации государственной авиации от необходимости получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного такому сертификату документа.
Необходимо отметить, что сертификат эксплуатанта на авиационные работы и разрешение на выполнение авиационных работ выполняют одну функцию - допуск субъекта к выполнению определенных видов авиационных работ.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что при установлении заказчиком требования о наличии сертификата эксплуатанта создало бы преимущественные условия участникам закупки, относящихся к гражданской авиации, а также ограничило бы участников закупки, относящихся к иным видам авиации, которые в силу закона не обязаны обладать сертификатом (свидетельством) эксплуатанта воздушных судов для осуществления своей деятельности.
Статьей 57 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
Пунктом 334 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации (утв. приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275), предусмотрено, что к специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах.
На основании пункта 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях".
Действующее воздушное законодательство, а равно Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 не содержат правовых запретов на применение государственной авиации для проведения авиационных работ.
Государственной авиации разрешены отдельные виды коммерческой деятельности на нерегулярной основе. Использование государственной авиации в разрешенных видах коммерческой деятельности и смежных видах некоммерческой деятельности не требует получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие сертификата эксплуатанта не препятствует выполнению авиационных работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, поскольку в силу части 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации, не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. При таких обстоятельствах, участник относящийся к государственной авиации имеет право наравне с иными участниками закупки принимать участие в данной закупке.
Жалоба ООО АК "РусАвиа" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО АК "РусАвиа" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" при проведении запроса котировок в электронной форм на оказание авиационных услуг с применением малой авиации поисково-спасательные работы на территории Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000623013969) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 июля 2023 г. N 014/06/50-1151/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023