На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 17 от 14.03.2023 года, обращения Базаева Н. перенаправленного Прокуратурой Республики Саха (Якутия) (исх. N71-206-2023/20980001/Нр361-23 от 30.06.2023, вх. N6827-ЭП от 18.07.2023), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая проверка законности действий проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика Администрации муниципального района "Оймяконский улус" Республики Саха (Якутия) при осуществлении закупки с единственным поставщиком на выполнение работ по благоустройству ландшафтно-этнографического комплекса для празднования республиканского мероприятия "Ысыах Олонхо" в с. Томтор ("Сурун туьулгэ-центральная тюсюлгэ") (реестровый N3142000431323000023);
Полное наименование проверяемой организации, местонахождение, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Администрация муниципального района "Оймяконский улус" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Администрация МР "Оймяконский улус" РС(Я), заказчик);
Местонахождение: 678730, Республика Саха (якутия), у. Оймяконский, пгт Усть-нера, ул. Ленина, д.2, к.а
ОГРН 1031400937193
ИНН 1420004313
КПП 142001001
Проверка проведена с 24 июля 2023 года по 31 июля 2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком Администрацией МР "Оймяконский улус" РС(Я)норм законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по благоустройству ландшафтно-этнографического комплекса для празднования республиканского мероприятия "Ысыах Олонхо" в с. Томтор ("Сурун туьулгэ-центральная тюсюлгэ") (реестровый N3142000431323000023)
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения гражданина Базаева Н., перенаправленного Прокуратурой Республики Саха (Якутия), из которого следует, что Заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
1. В части отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки изв.N 0816500000623011180 установлено следующее:
1. Извещение N 0816500000623011180 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг- 06.06.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 898 909,54 рублей;
4. Дата и время начала срока подачи заявок - 06.06.2023 15:07 (МСК+6);
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте.
10.06.2023 10:55 (МСК+6) Размещен документ "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.06.2023 NИО1";
Таким образом, в части отмены закупки изв.N0816500000623011180 Комиссия Якутского УФАС России нарушений не выявила.
2. В части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по благоустройству ландшафтно-этнографического комплекса для празднования республиканского мероприятия "Ысыах Олонхо" в с. Томтор ("Сурун туьулгэ-центральная тюсюлгэ") (реестровый N3142000431323000023 ) установлено следующее:
19.06.2023 г. Между Администрацией МР "Оймяконский улус" РС(Я) и ООО "Марден Групп" заключен муниципальный контракт N20 с единственным поставщиком на выполнение работ по благоустройству ландшафтно-этнографического комплекса для празднования республиканского мероприятия "Ысыах Олонхо" в с. Томтор ("Сурун туьулгэ-центральная тюсюлгэ") (реестровый N3142000431323000023).
2. Цена контракта - 5 898 909,54 рублей;
3. 22.06.2023 г. Между Администрацией МР "Оймяконский улус" РС(Я) и ООО "Марден Групп" заключено Дополнительное соглашение N1 об изменении цены контракта и об изменении видов работ.
Частями 1, 2 статьи 15 Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях. В период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с Федеральным законом N 46-ФЗ, Правительством Республики Саха (Якутия) издано постановление от 15.03.2022 N148 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - постановление Правительства РС (Я) N 148).
Пунктом 1 постановления Правительства РС (Я) N 148 установлено, что по 31 декабря 2023 года включительно закупка товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", может осуществляться на основании решения Правительства Республики Саха (Якутия) в следующих случаях:
а) на основании протоколов заседаний Правительства Республики Саха (Якутия), координационного или совещательного органа под председательством Главы Республики Саха (Якутия), Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Оперативного штаба по обеспечению экономического развития Республики Саха (Якутия), содержащих решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия), которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) на основании решения об осуществлении закупки за счет средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)).
1.1. Установить, что по 31 декабря 2023 года в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного муниципальным правовым актом местной администрации, изданным в соответствии с настоящим постановлением.
1.2. Акты, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего постановления, подготавливаются в следующих случаях:
а) протокол заседания главы муниципального образования, координационного или совещательного органа под председательством главы муниципального образования или комиссии по повышению устойчивости экономики в условиях санкций (при наличии) содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) закупка осуществляется за счет средств резервного фонда местной администрации муниципального образования.
(п. 1.2 введен постановлением Правительства РС(Я) от 23.03.2022 N 160)
1.3. Для принятия решений в соответствии с пунктами 1, 1.1, 1.2 настоящего постановления заказчик (государственный или муниципальный) должен обосновать возможность осуществления конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных или муниципальных нужд с приложением следующих документов:
1) решения о необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и решения о необходимости достижения показателей (индикаторов), указанных в национальных проектах;
2) решения о нецелесообразности и (или) невозможности осуществления закупки конкурентным способом в связи с экономической ситуацией.
2. Проект решения Правительства Республики Саха (Якутия) об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вносится в Правительство Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), указанным в протоколах, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления, в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2010 г. N 490.
2.1. Проект решения местной администрации об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1.2 настоящего постановления, принимается местной администрацией в соответствующем порядке.
(п. 2.1 введен постановлением Правительства РС(Я) от 23.03.2022 N 160; в ред. постановления Правительства РС(Я) от 22.07.2022 N 483)
3. В документах, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 1.2 настоящего постановления, решении Правительства Республики Саха (Якутия), решении местной администрации, предусмотренных в пунктах 2 и 2.1 настоящего постановления, указываются:
предмет контракта;
источник финансирования;
предельный срок, на который заключается контракт;
обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей;
требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично;
а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Законом N 44-ФЗ требование обеспечения исполнения контракта.
(п. 3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 23.03.2022 N 160)
3.1. При планировании закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанных случаях и при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении таких закупок, применяются положения Закона N 44-ФЗ
4. При осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) в контракте указывается один из подпунктов пункта 1, пункта 1.2 настоящего постановления, на основании которого подготовлено решение Правительства Республики Саха (Якутия), решение местной администрации и в соответствии с которым осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 22.07.2022 N 483)
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за датой заключения контракта, заказчик направляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, уведомление о такой закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
(п. 4 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 23.03.2022 N 160)
4.1. Информация о контрактах, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанных случаях, включается в соответствующий реестр контрактов единой информационной системы в сфере закупок, заключенных заказчиками, предусмотренный статьей 103 Закона N 44-ФЗ.
Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и их подведомственным учреждениям обеспечить ввод информации, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, в реестр контрактов единой информационной системы в сфере закупок посредством региональной информационной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) "WEB-Торги-КС".
(п. 4.1 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 22.07.2022 N 483)
4.2. При исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанных случаях, применяются положения частей 13, 14, 15 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
13.06.2023 принято Распоряжение N262 от 13.06.2023 г. "Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд Администрация МР "Оймяконский улус" РС(Я) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях благоустройства ландшафтно-этнографического комплекса для празднования республиканского мероприятия "Ысыах Олонхо" в с.Томтор на 2023 год" за подписью и.о главы администрации Р.М.Садыковой.
16.06.2023 года согласно сведениям с ЕИС, закупка с ИКЗ 233142000431314200100100250004299414 была включена в план-график закупок с объемом финансирования 5 898 909,54 руб.
19.06.2023 г. Между Администрацией МР "Оймяконский улус" РС(Я) и ООО "Марден Групп" заключен муниципальный контракт N20 с единственным поставщиком на выполнение работ по благоустройству ландшафтно-этнографического комплекса для празднования республиканского мероприятия "Ысыах Олонхо" в с. Томтор ("Сурун туьулгэ-центральная тюсюлгэ") (реестровый N3142000431323000023)
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 16 Закона о контрактной системе в планы-графики включается объем финансового обеспечения для осуществления закупок.
Согласно части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе планы-графики подлежат изменению при необходимости приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.
В силу части 9 статьи 16 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 8 указанной статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 указанного закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика не усматривается нарушение требований части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
22.06.2023 г. Администрацией МР "Оймяконский улус" РС(Я) и ООО "Марден Групп" заключено Дополнительное соглашение N1 об изменении цены контракта и об изменении видов работ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" которая дополнена частью 65.1.
В частности, частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что при подписании дополнительного соглашения N 1 к муниципальному контракту N20 от 19.06.2023 года в действиях заказчика не усматривается нарушение требований части 1 статьи 95, части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на даты подписания соглашения, соответствующие полномочия заказчика предусмотрены положениями вышеприведенных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 1.6. муниципального контракта N20 от 19.06.2023 года Подрядчик приступает к выполнению работ с момента заключения Контракта и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до 30.06.2023 года.
Согласно пункту 4.2. Постановления Правительства Правительства РС (Я) N 148 установлено что при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанных случаях, применяются положения частей 13, 14, 15 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Законом о контрактной системе предусмотрено обязательное размещение на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru информации об исполнении контракта, в том числе и начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств.
Согласно сведениям с ЕИС документов о приемке, а также оплаты выполненных работ отсутствуют и в материалы дела Комиссии Якутского УФАС России не представлено.
Следовательно, действия заказчика при заключении муниципального контракта с единственным поставщиком ООО "Марден Групп" нарушают требования части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Администрацию МР "Оймяконский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 июля 2023 г. N 014/06/99-1179/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023