Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г.Уфы
- Шарапова Л.Д.(доверенность).
Заявитель: ИП Семенова Валентина Георгиевна
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Семенова Валентина Георгиевна (вх. 11212/23 от 20.07.2023) на действия ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г.Уфы при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300239123000099 "Поставка изделий медицинского назначения (Лот 2)".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300239123000099.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что первоначально в описании объекта закупки электронного аукциона N 0301300239123000099 было указано, что закупаются тест полоски для системы Акку-Чек (без указания конкретной модели), или эквивалент в общем количестве 20 000 (двадцать тысяч) штук или 400 (четыреста) штук упаковок. 07.07.2023 г. Заказчику поступил запрос разъяснений с просьбой внести изменения в техническое задание из расчета: не менее 1 анализатора на 1 тест-полоску расходуемых на каждого пациента, (в соответствии с Сан Пин 3.3686-21 п.642: с целью предотвращения перекрестного инфицирования пациентов и медицинских работников необходимо поддержание режима индивидуального применения таких медицинских изделий, как глюкометры, автоматические шприц-ручки, ланцеты, портативные экспресс-анализаторы). Заказчик в ответе на данный запрос указал, что в извещение будут внесены изменения. Считаем, что данные изменения нарушают статью 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержится запрет на совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, и приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Первоначально Заказчик указал в ТЗ. что количество безвозмездно передаваемых глюкометров равно 25 штукам, что равно количеству глюкометров, уже используемых Заказчиком. Нет указания на то. что Заказчик использует многопользовательские глюкометры. При всём этом, даже если бы Заказчик использовал 25 многопользовательских глюкометров, то откуда берется количество в 250 многопользовательских глюкометров в новом техническом задании? Заказчик использовал в своей работе гораздо меньшее количество анализаторов, чем требует безвозмездно передать в данной закупке, таким образом, по нашему мнению, можно прийти к выводу, что Заказчик все это время нарушал требования Сан Пин 3.3686-21. Также. Заказчик в п. 5.4. проекта Контракта указал: Присутствие представителя Поставщика, имеющего полномочия (распоряжение, доверенность, приказ на делегирование полномочий) на право подписания документов сдачи-приемки Товара обязательно. Товар не принимается Заказчиком при отсутствии представителя Поставщика. Однако, далее же в этом пункте заказчиком установлено следующее: "Оформление и обмен документами о приемке товаров (работ, услуг) осуществляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС".
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, Согласно регистрационному удостоверению N ФСЗ 2007/00817 от 24.03.2017 г., медицинское изделие Акку-Чек Актив имеет код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий 300680, применение Постановление Правительства РФ от 12.01.2023 г. N10 является обязательным. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.01.2023 г. N10 "Об особенностях описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о типовых условиях контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, на поставку таких тест-полосок и о внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена возможность безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки. Количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком должен соответствовать количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок. Руководствуясь статьей 65 Закона N 44- ФЗ Заказчиком 11.07.2023 г. внесено изменение в извещение в части описания объекта закупки. Учитывая требования Постановлению Правительства РФ от 12.01.2023 г. N10 при поставке тест-полосок несовместимых с анализаторами Заказчика, Поставщик должен осуществить поставку анализаторов - 20 ООО штук в случае, если к поставке предлагается индивидуальный глюкометр; 250 штук-в случае, если к поставке предлагается многопользовательский глюкометр. В стационарной службе ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы ежемесячно проходят лечение 250 пациентов. Согласно сведениям министерства здравоохранения процент заболевания сахарным диабетом составляет 10% от общего числа пациентов. В соответствии со стандартами медицинской помощи при сахарном диабете и алгоритма спец. медицинской помощи больным сахарным диабетом количество измерений уровня глюкозы в крови достигает до 10 раз в сутки. Таким образом, при прохождении стационарного лечения в течение 8 дней на одного пациента уходит 80 тест полосок. Учитывая рост количества пациентов с сахарным диабетом и необходимости измерения уровня крови и амбулаторно 20 000 штук тест- полосок рассчитан на 250 пациентов, исходя из среднего количества ежегодно проходящих лечение пациентов в стационаре, ориентировочно за 11 месяцев. Аналогичного мнения по количеству глюкометров и УФАС по г. Москве по делу N077/06/106-4313/2023, где жалоба ИП Федоров В.В. на действия ГБУЗ "ГКБ N24 ДЗМ" признана необоснованной. Согласно Постановлению главного санитарного врача РФ N 4 от 28.01.2021г.глюкометры, автоматические шприц-ручки, ланцеты, портативные экспресс-анализаторы, если выделение указанных медицинских изделий для одного пациента невозможно, то необходимо использовать многоразовые медицинские изделия с соблюдением условий безопасной эксплуатации. Изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается. Учитывая вышеуказанные нормативные акты: Постановлению Правительства РФ от 12.01.2023 г. N10, СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" Заказчик предоставил возможность потенциальным поставщикам при подаче заявки на участие в ЭА рассмотреть свои экономические возможности и выбрать оптимальный вариант поставки. Довод жалобы об отсутствии возможности направить своего представителя на подписание актов приема -передачи поставленного товара также является необоснованным. Так, в случае поставки анализаторов предусмотрено обучение работников заказчика, по использованию безвозмездно переданных анализаторов, так же по условиям Контракта "цена Товара включает стоимость тары (упаковки), услуг по доставке и разгрузке Товара, расходы на уплату налогов, на уплату таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации". Таким образом, при подаче заявки Поставщик изучив условия извещения планирует свои возможности и расходы. Нормы Закона N 44- ФЗ не запрещает включать вышеуказанные условия.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Семеновой Валентины Георгиевны необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 27 июля 2022 г. N ТО002/06/106-1438/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023