Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ Городская больница г. Кумертау
- в присутствии представителя.
Заявитель: ИП Болдырев Кирилл Дмитриевич
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Болдырева Кирилла Дмитриевича (вх. 11359/23 от 24.07.2023) на действия ГБУЗ РБ Городская больница г. Кумертау при
определении поставщика путем проведения закупки N 0301300068223000458 "Поставка многофункционального устройства".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300068223000458.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в данном Запросе котировок в электронной форме применяется ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. В связи с этим в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. ПП РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) "Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: _ осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.". В извещении данного Запроса котировок в электронной форме заказчик установил "Код позиции КТРУ" 26.20.18.000-00000069. В коде позиции КТРУ отсутствуют следующие характеристики и показатели характеристик, установленные заказчиком в своем описании объекта закупки: 1. Гарантия АСЦ 12 мес. 2. Тип МФУ лазерное 3. Модель Canon i-SENSYS MF3010 4. Основной цвет черный (В КТРУ Цветность печати) 5. Функции устройства копир, принтер, сканер 6. Технология печати лазерная (В КТРУ есть Электрографическая) 7. Максимальный формат не менее A4 (В соответствии с, КТРУ должен быть установлен конкретный показатель, например А4) 8. Максимальное разрешение черно-белой печати не менее 1200x600 dpi 9. Скорость черно-белой печати (стр/мин) не менее 18 стр/мин (А4) 10.Время выхода первого черно-белого отпечатка не менее 7.8 сек 11.Максимальный месячный объем печати не менее 8000 12.Оптическое разрешение сканера не менее 1200х600 dpi 13.Скорость сканирования не менее 18 стр/мин 14.Максимальный формат бумаги (сканер) A4 (210x297) 15.Функции сканирования сканирование в электронную почту 16.Максимальное разрешение копира не менее 600x600 dpi 17.Скорость копирования не менее 18 стр/мин 18.Изменение масштаба 50-200 % 19.Максимальное количество копий за цикл 9 20.Поддерживаемая плотность носителей не менее 60 - 163 г/м2 21.Количество картриджей не менее 3 шт 22.Модель картриджей Canon 725 (1500 стр.) 23.Печатает на (материалы) глянцевой бумаге, карточках, пленках, этикетках 24.Комплект поставки документация, кабель питания, комплект стартовых картриджей 25.Отображение информации индикатор 26.Потребляемая мощность в работе не более 960 Вт 27.Потребляемая мощность в режиме ожидания не более 1.4 Вт 28.Тип и напряжение питания 200-240В/50-60 Гц 29.Уровень шума при работе не более 65 дБ 30.Уровень шума в режиме ожидания не более 43 дБ Помимо этого считаю, что заказчиком были нарушены положения п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Так как заказчиком установлено требование к конкретному производителю "Модель Canon i-SENSYS MF3010", "Модель картриджей Canon 725 (1500 стр.)" (Установлено требование к производителю картриджей, хотя картриджи закупают при закупке МФУ и еще не известно какое МФУ предложит победитель).
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия установила, что Заказчиком установлено требование к конкретному производителю "Модель Canon i-SENSYS MF3010", "Модель картриджей Canon 725 (1500 стр.)" (Установлено требование к производителю картриджей, хотя картриджи закупают при закупке МФУ). Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что не допустимо указывать требования в соответствии пунктами описания объекта закупки: 3.2. "Каждая единица поставляемого товара должна иметь на заводской упаковке четкое указание наименования, типа, номера (артикула) и характеристики, а также наименования и типы устройств, для использования в которых он предназначен". (Заказчик сам указывает, что "Поставляемая продукция должна быть ... изготовлена в промышленных условиях". Характеристики товара выбирает заказчик, откуда производителю знать какие характеристики важны заказчикам Российской Федерации, чтобы указывать их на своей упаковке?) 4.1. "Поставляемая продукция поставляется с показателями надежности, заявленными производителями." (Что имеет ввиду заказчик под показателями надежности, в каком документе это должно быть отражено, и на основании чего поставщик должен предоставлять эту информацию при поставке?) 4.2. "Гарантийный срок на поставленную продукцию должен составлять 24 (двадцать четыре) месяца с даты его приемки Заказчиком по качеству (с момента подписания Сторонами акта приема-передачи). В случае обнаружения недостатков (скрытых дефектов) продукции в период гарантийного срока, Поставщик обязуется за свой счет в течение 3 (трех) рабочих дней (с момента получения уведомления) заменить продукцию с недостатками на эквивалентную продукцию без дефектов" (На каком основании заказчик отказывается от возможности гарантийного ремонта и обязует участника сразу к замене товара.) 4.3. "Дефекты, возникшие в ходе эксплуатации товара, не должны ограничивать гарантию производителя (продавца оборудования). В случае поломки или преждевременного износа оборудования Поставщик обязан произвести устройства за свой счет с установкой Заказчику аналогичного оборудования на время ремонта в течение одного рабочего дня." (Дефекты, возникшие в ходе эксплуатации товара, могут возникнуть из-за некачественных картриджей иных комплектующих или расходных материалов, закупленных заказчиком, почему участник должен нести ответственность за действия заказчика?) 5.2.1. "Голограммы, защитные пломбы, марки, содержащие все элементы защиты от подделок (микротекст, изменяемый под углом зрения цвет логотипа, термополоса и т.п.). Наличие голограммы фирмы-производителя на отрывной ленте коробки. На каждой марке должен быть индивидуальный номер.".
Согласно пояснениям Заказчика, Документацией установлена гарантия АСЦ (авторизованный сервисный центр) на поставляемый товар 12 месяцев и гарантийный срок на поставленную продукцию 24 месяца с даты приемки товара заказчиком. Гарантия АСЦ - это юридическое обязательство производителя но ремонту и обслуживанию техники, предоставляющее право покупателю на бесплатное устранение неисправностей, возникших в процессе эксплуатации приборов, установленных на момент продажи. Гарантийный сроки гражданском праве это срок, в течение которого покупатель может, установив скрытые недостатки товара, предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия. Из п. 2 ст. 470, п. 5 ст. 477 ГК РФ следует, что гарантийный срок качества товара устанавливается договором, то есть по соглашению сторон договора купли-продажи (поставки), продавца и покупателя. Никакой увязки с гарантийным сроком, устанавливаемым изготовителем товара (если им является не сам продавец), ГК РФ не предусматривает. Соответственно, продавец может согласовать с покупателем и гарантийный срок большей продолжительности.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Жалоба признается частично обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Болдырева Кирилла Дмитриевича частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 июля 2023 г. N ТО002/06/106-1454/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023