Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГКУ Управление капитального строительства РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "М-Комплект"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "М-Комплект" (вх. 11358/23 от 24.07.2023) на действия ГКУ Управление капитального строительства РБ при определении по
ставщика путем проведения закупки N 0801200000123000100 "Поставка системы размещения одежды для средних и старших классов для объекта "Реконструкция здания МАОУ гимназия N 115 Советского района ГО город Уфа РБ" (национальный проект "Образование")".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801200000123000100.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что 1 Система размещения одежды заказчик указывает, что: цвет планки По согласованию с заказчиком. Требование о согласовании цвета товара перед поставкой не позволяют участнику предоставить в своей заявке конкретные показатели в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона 44-фз, соответствующие потребности Заказчика, так как потребность Заказчика в документации о закупке не определена. Такие действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 33 Закона в части установления требований к товару, которые не позволяют определить потребность Заказчика. Несмотря на то, что цвет не связан с функцией товара, данная характеристика может влиять на исполнение контракта, так как отсутствие у участника заказа в наличии товара цвета, требуемого (согласованного) заказчиком, может привести к негативным последствиям для заказчика и участника, к возникновению спорных ситуаций после проведенного тендера. Требование в документации по цвету поставляемого товара "цвет по согласованию с заказчиком" не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены, а срок поставки установленный заказчиком составляет всего -в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Контракта, одной поставкой, в полном объеме.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия установила, что Заказчиком при описании объекта закупки установлено требование:
Цвет планки |
По согласованию с заказчиком |
Таким образом, при заполнении первой части заявки участник не может указать конкретный показатель товара по цвету, то есть фактически, указав в аукционной документации требование к товару по цвету, Заказчик не установил конкретные показатели и характеристики данного требования, которые позволяли бы определить соответствие закупаемого товара установленным документацией о закупке требованиям. Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик устанавливает приложение N4 к гос. Контракту. Считаем данное приложение установлено неправомерно так как мы не уверены в том, что Заказчик в силу своей компетенции готов производить какие-либо испытания, и так же не установлено какие именно испытания заказчик планирует производить.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пояснениям Заказчика, ) Правильное оснащение учреждения для детей мебелыо имеют важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, достаточно легкой, доступной для поддержания ее в чистоте. Материалы не должны выделять в воздух помещений вредных химических веществ. Мебель, используемая в детских учреждениях, должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной). После дезинфекции химическими реагентами не должно быть видимых изменений поверхности (высокостойкие поверхности) или возможно возникновение едва заметных изменений в блеске или цвете поверхности (стойкие поверхности). Мебельная продукция не должна создавать в помещении специфического запаха. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", ГОСТ 22046-2002. Мебель для учебных заведений. Общие технические условия (с Изменениями N 1,2), ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. "Столы ученические. Типы и функциональные размеры" с Изм. 1, ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970- 79). Межгосударственный стандарт. "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры" с Изм. 1,2, Методические рекомендации "Об использовании школьной мебели" (утв. Главным Государственным санитарным врачом СССР 12 сентября 1974 г. N 1178-74 и Минпросом СССР 11 сентября 1974 г.), Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелыо (утв. заместителем Главного санитарного врача СССР 17 июля 1964 г. N 486-64). В связи с этим предоставление Поставщиком Приложения N 4 к государственному контракту "Протокол испытания товара" свидетельствует о соответствие поставленного Товара всем необходимым нормам и требованиям ГОСТов и СанПиНов.
Довод признается необоснованным.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Жалоба признается частично обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "М-Комплект" частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 июля 2023 г. N ТО002/06/106-1453/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023