Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ Городская больница г. Кумертау
- в присутствии представителя.
Заявитель: ИП Болдырев Кирилл Дмитриевич
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Болдырева Кирилла Дмитриевича (вх. 11457/23 от 26.07.2023) на действия ГБУЗ РБ Городская больница г. Кумертау при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300068223000460 "Поставка принтеров".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г.
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300068223000460.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в извещении данного Запроса котировок в электронной форме заказчик установил "Код позиции КТРУ" 26.20.16.120-00000101. В коде позиции КТРУ отсутствуют следующие характеристики и показатели характеристик, установленные заказчиком в своем описании объекта закупки: 1. Максимальное разрешение черно-белой печати не менее 2400x600 dpi 2. Скорость черно-белой печати (стр/мин) не менее 12 стр/мин (А4) 3. Время выхода первого черно-белого отпечатка не менее 9.3 сек 4. Модель картриджей Canon 703 (Выбор модели картриджей обусловлен большим запасом, у заказчика, сменных и новых картриджей данных моделей. 5. Поддерживаемая плотность носителей не менее 60 - 163 г/м2 6. Количество картриджей 1 шт.
В соответствии с ч. 6 ст. 26 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В п. 7 Правил указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Комиссия установила, что Заказчиком выбран код КТРУ 26.20.16.120-00000101 Принтер Единица измерения: Штука Время выхода из спящего режима: до 10 Секунда , от 10 Секунда , от 15 Секунда , от 20 Секунда , от 25 Секунда , от 30 Секунда , от 35 Секунда , от 40 Секунда ; Время выхода первого цветного отпечатка: до 4 Секунда , до 5 Секунда , до 6 Секунда , до 7 Секунда , до 8 Секунда , до 9 Секунда , до 10 Секунда , до 11 Секунда , до 12 Секунда ; Время выхода первого черно-белого отпечатка: до 4 Секунда , до 5 Секунда , до 6 Секунда , до 7 Секунда , до 8 Секунда , до 9 Секунда , до 10 Секунда , до 11 Секунда , до 12 Секунда.
Следовательно, в коде позиции КТРУ отсутствуют следующие характеристики и показатели характеристик, установленные заказчиком в своем описании объекта закупки. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель в жалобе указывает, что не допустимо указывать требования в соответствии пунктами описания объекта закупки: 3.2. "Каждая единица поставляемого товара должна иметь на заводской упаковке четкое указание наименования, типа, номера (артикула) и характеристики, а также наименования и типы устройств, для использования в которых он предназначен". (Заказчик сам указывает, что "Поставляемая продукция должна быть ... изготовлена в промышленных условиях". Характеристики товара выбирает заказчик, откуда производителю знать какие характеристики важны заказчикам Российской Федерации, чтобы указывать их на своей упаковке?) 4.1. "Поставляемая продукция поставляется с показателями надежности, заявленными производителями." (Что имеет ввиду заказчик под показателями надежности, в каком документе это должно быть отражено, и на основании чего поставщик должен предоставлять эту информацию при поставке?) 4.2. Гарантийный срок на поставленную продукцию должен составлять 12 (двенадцать) месяцев с даты его приемки Заказчиком по качеству (с момента подписания Сторонами акта приема-передачи). В случае обнаружения недостатков (скрытых дефектов) продукции в период гарантийного срока, Поставщик обязуется за свой счет в течение 3 (трех) рабочих дней (с момента получения уведомления) заменить продукцию с недостатками на эквивалентную продукцию без дефектов. (На каком основании заказчик отказывается от возможности гарантийного ремонта и обязует участника сразу к замене товара.) 4.3. "Дефекты, возникшие в ходе эксплуатации товара, не должны ограничивать гарантию производителя (продавца оборудования). В случае поломки или преждевременного износа оборудования Поставщик обязан произвести устройства за свой счет с установкой Заказчику аналогичного оборудования на время ремонта в течение одного рабочего дня." (Дефекты, возникшие в ходе эксплуатации товара, могут возникнуть из-за некачественных картриджей иных комплектующих или расходных материалов, закупленных заказчиком, почему участник должен нести ответственность за действия заказчика?) 5.2.1. "Голограммы, защитные пломбы, марки, содержащие все элементы защиты от подделок (микротекст, изменяемый под углом зрения цвет логотипа, термополоса и т.п.). Наличие голограммы фирмы-производителя на отрывной ленте коробки. На каждой марке должен быть индивидуальный номер."
Согласно пояснениям Заказчика, указанные заявителем в жалобе ссылки на п. 3.2, 4.1, 4.2, 4.3, 5.2.1 являются несоответствующими, так как в документации запроса котировок данные пункты отсутствуют.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Довод признается необоснованным.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Жалоба признается частично обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Болдырева Кирилла Дмитриевича частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 августа 2023 г. N ТО002/06/106-1472/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023