Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
В присутствии представителей:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8640-ИП/23 от 22.07.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка средств индивидуальной защиты".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 829 600,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В отношении довода жалобы об избыточном требовании Заказчика к сроку выпуска поставляемого товара Заказчик пояснил следующее.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка средств индивидуальной защиты. Извещением также предусмотрен код КТРУ: 32.99.11.110-00000003 - Противогаз.
Разделом 2 описания объекта закупи установлено количество поставляемого товара:
2.1. Противогаз - 60 шт.
2.2. Противогаз - 90 шт.
2.3. Противогаз - 121 шт.
2.4. Противогаз - 122 шт.
Комиссия установила, разделом 7 описания объекта закупи предусмотрено следующее:
"Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), не ранее 2 квартала 2023 года выпуска.
Поставляемый товар должен соответствовать требованиям настоящего описания объекта закупки.
Товар должен сопровождаться эксплуатационной документацией в количестве, предусмотренном техническими условиями изготовителя, паспортами или формулярами на каждую партию товара".
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно п. 1 ст. 472 ГК РФ Законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, товар является пригодным к использованию в течение всего срок годности.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как указано ранее, разделом 7 описания объекта закупи Заказчиком установлено требование к году выпуска товара - не ранее 2 квартала 2023 года.
Указанное требование Заказчика, по мнению Комиссии, может привести к ограничению количества потенциальных участников закупки, а также в материалы дела Заказчиком не представлено доказательств того, что указанное требование является крайне необходимым для Заказчика, а также, что, например, товар, который был выпущен в первом квартале 2023 года или в 2022 году, будет худшего качества, чем изготовленный не ранее 2 квартала 2023 года.
Следовательно, в действиях Заказчика, установившего требование к сроку выпуска поставляемого товара, усматривается нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Также, заслушав представленные пояснения представителя Заказчика и ЗАО "Балама", Комиссия не находит оснований для признания доводов заявителя обоснованными в отношении обоснованности требования к времени защитного действия товара, а также соответствия данного требования техническим регламентам и документам национальной системы стандартизации.
Также из пояснений, представленных на заседании Комиссии, следует, что закупка противогазов осуществляется, в том числе, в соответствии с требованиями Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 1 октября 2014 года N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (далее - Положение об обеспечении населения СИЗ), которое предполагает обеспечение всех категорий населения, проживающих на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), средствами индивидуальной защиты, к числу которых относятся противогазы.
Частью 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379, предусмотрено, что номенклатура и объемы запасов (в противогазов) определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций МЧС России исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.
Методическими рекомендациями от 29 декабря 2021 года N 2-4-71-12-11, утвержденными МЧС России, предусмотрено, что средства индивидуальной защиты (в т. ч. противогазы) должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ, и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надёжности и т.д.).
Вышеупомянутые нормативные документы, предполагают осуществление закупки противогазов на основе учета всех факторов и особенностей возможного развития чрезвычайных ситуаций, характерных для конкретного региона в современных условиях.
Руководствуясь данными нормативными документами, а также потребностью Заказчика, вытекающей из учета всех факторов особенностей возможного развития чрезвычайных ситуаций, характерных для региона заказчика, были определены требования к времени защитного действия противогаза по различным опасным химическим веществам.
Указанные в описании объекта закупки требования к времени защитного действия товара направлены на реализацию права Заказчика осуществить закупку товара в наибольшей степени отвечающего его потребностям.
Согласно нормам Закона о контрактной системе заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения, отвечающего за обеспечение населения Ленинградской области средствами индивидуальной защиты, применяемыми в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что из описания объекта закупки следует, что установленные требования к показателям времени защитного действия приобретаемых противогазов (не менее 80 минут) определены по результатам прогнозирования поражающих факторов, характерных для региона заказчика, и в целях гарантированного исключения риска поражения человека в процессе проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий. В связи с чем, из указанного следует, что заказчиком соблюдены нормы статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку оспариваемые требования сопровождаются соответствующими обоснованиями, демонстрирующими значимость установленных показателей для Заказчика и условий, в которых будет применяться приобретаемый товар.
Заявитель также обращает внимание на нарушение Заказчиком требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться).
Руководствуясь пояснениями представителя Заказчика, Комиссия пришла к выводу, что данный довод не находит своего обоснования в связи с тем, что описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара установленным требованиям. В описании объекта закупки указаны минимальные значения показателей времени защитного действия (не менее 80 минут).
Также, из пояснений ЗАО "Балама" следует, что Заявитель ошибочно полагает, что требования к времени защитного действия товара противоречат положениям ГОСТ Р 22.9.19-2014.
Объектами закупки являются противогазы детские (Для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 7 лет и детей в возрасте от 7 до 17 лет).
Согласно пункту 2.1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 положения данного документа системы стандартизации не распространяются не детские средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Таким образом, рассматриваемые требования не могут противоречить документу системы стандартизации, положения которого не распространяются на объект закупки.
4.2.2. Спорные, по мнению Заявителя, требования к времени защитного действия противогаза также не противоречат положениям ГОСТ 12.4.235-2019, по следующим причинам.
Вещества хлор, сероводород (сернистый водород) и аммиак, в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", относятся к аварийно химически опасным веществам, характерным для опасных производственных объектов. Вместе с тем уз пункта 6 части II Положения об обеспечении населения СИЗ, утвержденного приказом МЧС России от 1 октября 2014 года N 543, однозначно следует, что приобретаемые средства индивидуальной защиты должны обеспечивать защиту в условиях химического загрязнения (заражения) вокруг химически опасных объектов.
Обеспечение фильтром противогаза защиты от указанных веществ достигается за счет соблюдения требований ГОСТ 12.4.235-2019, в таблицу 2 пункта 5.9.1 которого включены, кроме прочих, вышеуказанные вещества.
Требования к показателям массовой концентрации и объемной доли указанных веществ соответствуют требованиям, указанным в таблицу 2 пункта 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2019 для фильтров 1 класса защиты.
В свою очередь, установленные требования к времени защитного действия также не противоречат положениям ГОСТ 12.4.235-2019, так как в данном стандарте указаны минимально допустимые показатели времени защиты (мин, не менее), следовательно, Заказчик вправе устанавливать требования, которые могут превышать минимально установленные требования стандарта, если это обусловлено потребностью Заказчика.
В обзоре судебной практики применения Закона N 44-ФЗ, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, отмечается, что по общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, ГОСТ 12.4.235-2019 не запрещает разработку и производство фильтров противогазов по своим характеристикам превосходящим требования указанного стандарта. В указанных стандарте установлены лишь минимально необходимые требования к характеристикам товара, что допускает возможность повышения защитных и эксплуатационных характеристик, производителями товара. При этом товар, содержащий улучшенные характеристики, не противоречит требованиям указанных стандартов.
Таким образом, установленные требования не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку предусмотрены и не противоречат положениям документа системы стандартизации - ГОСТ 12.4.235-2019.
На основании представленных пояснений представителя Заказчика и ЗАО "Балама", учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование данных доводов в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шорина С.В. частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 июля 2023 г. N 047/06/42-2083/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023