Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Раменского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" Раменского городского округа Московской области (далее- Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения Раменского городского округа Московской области на период с 2020 до 2042 года (актуализация на 2024 год) (далее - Схема теплоснабжения) (извещение N 0848300051623000590 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 06.07.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 48 000 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 17.07.2023.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в разделе "Особые условия" Описания объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Наличие у участника действующей лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - секретно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Постановлением Правительства РФ N 333 от 15.04.1995 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"1.1. При разработке (актуализации) схемы теплоснабжения подрядчик должен будет запрашивать у Заказчика материалы Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования в действующей редакции.
Использование при проведении работ схемы водоснабжения обусловлено требованиями Постановления правительства РФ N 154 от 22 февраля 2012 г. (В последней редакции) по пункту N 4 - состав разделов схемы теплоснабжения "Утверждаемая часть" подпункт н) раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения".
Также использование данных, содержащихся в Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования необходимо при проработке в рамках актуализации схемы теплоснабжения вопроса открытого и закрытого водоразборов из системы теплоснабжения в соответствии с пунктом 24. Глава 1 "Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения" Постановления правительства РФ N 154 от 22 февраля 2012 г. (В последней редакции) и является официальным требованием на законодательном уровне.
Численность населения Раменского городского округа Московской области составляет 334 391 человек. Таким образом, для выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования, с целью получения доступа к схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования, подрядчик должен будет в обязательном порядке иметь лицензию на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - СЕКРЕТНО.
1.2. Требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, должны быть включены во исполнение норм статьи 26, 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", так как при выполнении работ по изготовлению схемы теплоснабжения организацией будут использоваться сведения о расположении головных сооружений водопровода и водопроводов, их питающих (топографические съемки). В соответствии с Указом президента РФ от 30.11.1995 г. N 1203 сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Согласно положений Постановления Правительства РФ N154 от 22.02.2012 г. "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" при разработке схем теплоснабжения используются: документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем теплоснабжения. Электронная модель содержит графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения" должен содержать карты, схемы существующего размещения объектов систем теплоснабжения.
Документами территориального планирования, используемых для разработки схем являются, согласно п.п.3 п.1 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов. Генеральный план городского округа содержит, согласно п.3 ст.23 Градостроительного кодекса положение о территориальном планировании, карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а также месторасположение существующих объектов местного значения. В Техническом задании так же указывается на то, что исходными данными для изготовления схемы является генеральный план поселения.
На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории генплана показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация и т.д.
Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети.
Также основанием для обязательного включения в состав требований к участникам закупки требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих гос. тайну, выданную УФСБ РФ, служат следующие нормативные документы:
1) письмо Минэкономразвития от 29.06.2015 N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" - "Топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N 01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N 456-дсп. "пункт 3.4.1 Приказа МЭР России от 17.03.2008 г. N01, в редакции приказа МЭР от 25.07.2014 N 456-ДСП к сведениям, подлежащим засекречиванию, относит сведения и продукцию (топографические карты, планы, полученные на основе данных космических съемок), раскрывающие геопространственную информацию о режимных объектах, инфраструктуре и экономике, оборонно-промышленных комплексах. пункт 3.4.9. Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2008 г. N01, в редакции приказа Министерства экономического развития от 25.07.2014 N 456-ДСП в состав сведений, подлежащих засекречиванию, включены, сведения, содержащиеся на топографических картах, планах, фотокартах масштабов 1:50000 и крупнее (в том числе масштаба 1:500, 1:2000, 1:5000) в государственной, местной системах координат.
2) письмо Роскартографии от 25.03.1996 N 3-02-670
3) Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ст. 26, 27)
4) Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333
5) приказ Минрегиона от 26.05.2011 N 244 (п. 8.15, 11.6, 14.11)
Также обращаем Ваше внимание на то, что при проведении аналогичных конкурсных процедур по выбору подрядчика для разработки схем теплоснабжения распространенной ошибкой Заказчиков является неверное толкование статьи 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "О государственной тайне", а именно, некоторые Заказчики считают, что при численности населения муниципального образования менее 200 тыс. человек разработка схем теплоснабжения населенных пунктов не подпадает под понятие государственной тайной и предоставление в составе заявки на участие в конкурсе копии лицензии, выдаваемой УФСБ РФ, не требуется.
Поясняем, что сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, являются секретными В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ, за исключением определенного перечня общих сведений о схеме водоснабжения (период действия, дата утверждения, общие положения и т.д.), тогда сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих должны быть отнесены к сведениям, составляющим гос. тайну, для городов с численностью населения менее 200 тыс. человек.
В соответствии со статьей 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "О государственной тайне", к сведениям, содержащим гос. тайну, относятся сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих для всех поселений, в независимости от численности населения (в т.ч. и поселений с численностью населения менее 200 тыс. человек).
При этом в силу пункта 6 Примечаний к Перечню N 1203 при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности, следовательно, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек, являются секретными в полном объеме, за исключением определенного перечня общих сведений о схеме водоснабжения, тогда как схемы водоснабжения города с численностью населения менее 200 тысяч являются открытыми и публичными, за исключением сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода их питающих, при этом "их питающих" относится не к городам с населением более 200 тысяч человек, а к водоводам, питающих головные сооружения". Поскольку забор воды на водозаборе осуществляется из подземного источника (скважины), следовательно, водозабор является головным сооружением водопровода".
Изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Описании объекта закупки указанного требования не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
При этом, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 июля 2023 г. N 050/06/105-26375/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023