Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
в результате осуществления внеплановой проверки по обращению
Григорьева Сергея Васильевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Королёвская городская больница" (далее - Заказчик) при проведении закупки на поставку аминокислот и жировых эмульсий для парентерального питания для нужд ГБУЗ МО "Королевская городская больница" в 2023 году (извещение N 0348300075523000209 (далее - Аукцион)), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 01.06.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 995 743,75 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 14.06.2023;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей положениям извещения о проведении Аукциона;
5) по результатам Аукциона заключен контракт от 29.06.2023
N 3501800018423000300.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно объединены в один лот позиции с аналогичными МНН и с незначительно отличающимися характеристиками, но позволяющими достигнуть аналогичного терапевтического эффекта, не установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с частью 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименовании или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929).
Согласно пункту 1 Постановления N 929 необходимо установить предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере (за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления):
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;
2,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;
5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.
Согласно извещению о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 995 743,75 рублей, что не противоречит части 1 Постановления N 929.
Изучив представленные сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлены дополнительные характеристики товара без указания обоснования необходимости применения таких характеристик.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Пунктом 6 Постановления N 1380 установлено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом описание объекта закупки должно содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении об Аукционе установлено в том числе следующее:
N п/п |
МНН, действующее вещество |
Лекарственная форма, дозировка, остаточный срок годности |
Примечание |
1 |
Аминокислоты для парентерального питания+прочие препараты [жировые эмульсии для парентерального питания+декстроза+минералы] |
Эмульсия для инфузий. Форма выпуска: контейнер трехкамерный (аминокислоты 107,7 г + триглицериды средней цепи 37,5 г и соевых бобов масла 37,5 г + углеводы 270 г). Для введения только в центральные вены пациентам с высокими потребностями в белке и энергии или ограничением по объему вводимой жидкости. Объем контейнера 1875 мл, не менее 12 месяцев с даты поставки |
Трехкамерные мешки (аминокислоты + соевое масло (ДЦТ) и среднецепочечные триглицериды (СЦТ) + углеводы). Для введения только в центральные вены пациентам с высокими потребностями в белке и энергии |
2 |
Аминокислоты для парентерального питания |
Раствор для инфузий, 500 мл, не менее 12 месяцев с даты поставки |
10% Раствор 20 аминокислот для инфузий |
3 |
Жировые эмульсии для парентерального питания |
20 % жировая эмульсия, содержащая триглицериды средней цепи, соевых бобов масла и триглицериды, содержащие омега-3 жирные кислоты Форма выпуска: стеклянная бутылка 100 мл, не менее 12 месяцев с даты поставки |
20 % жировая эмульсия на основе смеси: длинноцепочечных триглицеридов (соевое масло, не менее 40%); среднецепочечных триглицеридов (кокосовое масло, не менее 50%) и омега-3 жирных кислот (рыбий жир, не менее 10%). |
4 |
Аминокислоты для парентерального питания+прочие препараты [жировые эмульсии для парентерального питания+декстроза+минералы] |
Эмульсия для инфузий. Форма выпуска: контейнер трехкамерный (аминокислоты 60 г + триглицериды средней цепи 37,5 г и соевых бобов масла 37,5 г + углеводы 120 г). Для введения в периферические и центральные вены. Объем контейнера 1875 мл не менее 12 месяцев с даты поставки |
Трехкамерные мешки (аминокислоты + соевое масло (ДЦТ) и среднецепочечные триглицериды (СЦТ) + углеводы). Для введения в переферические и центральные вены для пациентов с умеренно повышенными потребностями в белке и энергии. |
5 |
Жировые эмульсии для парентерального питания |
20 % жировая эмульсия, содержащая триглицериды средней цепи, соевых бобов масла и триглицериды, содержащие омега-3 жирные кислоты Форма выпуска: стеклянная бутылка 250 мл, не менее 12 месяцев с даты поставки |
20 % жировая эмульсия на основе смеси: длинноцепочечных триглицеридов (соевое масло, не менее 40%); среднецепочечных триглицеридов (кокосовое масло, не менее 50%) и омега-3 жирных кислот (рыбий жир, не менее 10%). |
На заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым: "Объектом закупки являются лекарственные препараты для парентерального питания - АМИНОКИСЛОТЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ+ПРОЧИЕ ПРЕПАРАТЫ [ЖИРОВЫЕ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ+ДЕКСТРОЗА+МИНЕРАЛЫ], аминокислоты для парентерального питания, жировые эмульсии для парентерального питания. Обращаем внимание на то, что указанные препараты включены в перечень ЖНВЛП, т.е. являются жизненноважными лекарственными средствами.
АМИНОКИСЛОТЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ+ПРОЧИЕ ПРЕПАРАТЫ [ЖИРОВЫЕ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ+ДЕКСТРОЗА+МИНЕРАЛЫ] в п.1 и п.4., предназначенные для парентерального введения, являются многокомпонентными препаратами в специальных контейнерах, которые выпускаются в разных объемах и с разными концентрациями (содержанием) действующих веществ. Разные объемы и концентрации препаратов специально выпускаются и используются для коррекции нутритивного статуса у больных разной степени тяжести, с различными заболеваниями и с различными потребностями в нутриентах, кроме этого, потребности в нутриентах рассчитываются в зависимости от веса пациента, выбор препарата для конкретного больного в соответствии с клиническими рекомендациями осуществляется индивидуально лечащим врачом.
В данном случае Заказчику требуется товар с указанным в описании объекта закупки содержанием действующих веществ.
Включенные в техническое задание к аукциону требования к товару установлены исходя из требований лечебного процесса, определяемого специалистами в соответствии с действующими Российскими клиническими рекомендациями и Национальными руководствами, которые в соответствии с требованиями законодательства являются обязательными к исполнению (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 25.12.2018 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций").
В соответствии с Федеральным законом N323-ФЗ от 21.11.2011 статья 70, только лечащий врач назначает лечение пациенту, в том числе и парентеральное питание. Подбор, расчет, составление программы парентерального питания с применением тех или иных препаратов для каждой категории пациентов осуществляется строго лечащим врачом с учетом диагноза, тяжести течения заболевания, сопутствующих осложнений, возраста, ростово-весовых показателей, личностных особенностей физического и психомоторного развития, а также индивидуальной переносимости препаратов, при этом для различной категории пациентов устанавливаются требования по определенному энергетическому, белковому, жировому витаминному и минеральному составу, обеспечивающему безопасность и не создающему при этом дополнительных барьеров в терапии, тем самым позволяя пациентам получить нужную терапевтическую дозу в нужном объеме и способствуя эффективности проводимого лечения.
Согласно письму ФАС России от 19.05.2014 N ИА/19950/14 "О взаимозаменяемости лекарственных препаратов для парентерального питания" при осуществлении закупок лекарственных препаратов для парентерального питания в технической части документации о закупке могут указываться следующие характеристики: 3. Для группы ATX В05ВА10 "Комбинированные препараты" и ATX В05ВА02 "Жировые эмульсии" - состав, путь доставки комбинированного парентерального питания и диапазоны по объему выпуска.
Вместе с тем, описание объекта закупки не противоречит Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно п.6 данного Постановления, согласно которому "Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 Постановления в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты".
При этом, в Описании объекта закупки (пункт 7) Заказчик указал на возможность поставки товаров эквивалентной лекарственной формы".
Вместе с тем, в извещении об Аукционе Заказчиком не указано обоснование применения дополнительных характеристик, что не соответствует пункту 6 Постановления N 1380 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что совокупности характеристик, установленных Заказчиком в техническом задании, соответствует товар единственного производителя - Б.Браун Мельзунген АГ (Германия), что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Заказчиком на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о том, что характеристикам товара, указанного в извещении соответствуют 2 и более производителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действия Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как по результатам Аукциона заключен контракт.
3. Передать материалы дела от 31.07.2023 N 050/06/99-24134/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 июля 2023 г. N 050/06/99-24134/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023