Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "АВАНГАРД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Заказчик), Комитет по конкурентной политике Московской области (далее- Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу: Московская область, Городской округ Истра, Центральная часть г. Дедовск в районе улицы Гагарина (извещение N 0148200005423000421 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 12.07.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 370 724 442,34 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 24.07.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлены условия подачи заявки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами" (далее - Постановление N 579).
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Согласно части 1 Постановления N 579 установлено, что в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановляет: Установить, что если при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка), участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - участники закупки), вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом следующих особенностей:
а) денежные средства вносятся участниками закупки на счет, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
б) заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов;
в) участник закупки признается непредоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения открытого конкурса в электронной форме), даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае проведения открытого аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме) на счет, предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта. При этом заявка на участие в закупке, поданная таким участником закупки, отклоняется в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 7 части 12 статьи 48 Федерального закона;
г) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 статьи 44 Федерального закона. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" извещения о Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки. Обеспечение заявки в виде денежных средств предоставляется в соответствии с правилами и порядком, определенными оператором электронной площадки с использованием специальных счетов, открытых участником закупки в банках, перечень которых установлен Правительством РФ. Участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом особенностей, установленных ПП РФ от 10.04.2023 N 579".
Кроме того, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном конкурсе в Требованиях к содержанию и составу заявки установлено, в том числе следующее:
"2.6. При подаче заявки участниками закупки, являющимися юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, учитывается ПП РФ от 10.04.2023 N 579".
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В связи с этим, заказчик в "требованиях к содержанию и составу заявки на участие в закупке" не установил к участнику закупки требования о предоставлении информации и документов, регламентированных положениями ПП РФ от 10.04.2023 N 579 в силу прямого запрета, предусмотренного статьей 43 Федерального закона 44-ФЗ.
Вместе с тем, с силу пункта 16 части 1 статьи 42 Федерального закона 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 Федерального закона 44-ФЗ), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Федерального закона 44-ФЗ;
Согласно ч. 18 ст. 44 Федерального закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Таким образом, в связи тем, что ПП РФ от 10.04.2023 N 579 является нормативным актом в котором определены особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками, являющимися иностранными лицами, Заказчиком в извещении в подразделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" установлено требование к обеспечению заявки по указанному вопросу, а именно:
"Участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом особенностей, установленных ПП РФ от 10.04.2023 N 579".
При этом, сами особенности установлены пунктом 1 ПП РФ от 10.04.2023 N 579.
Подход установления в извещении в разделе "Обеспечение заявки" требований к обеспечению заявки согласно ПП РФ от 10.04.2023 N 579 аналогичен подходу установления в указанном же разделе требований к независимой гарантии в качестве обеспечения заявки в соответствии с ПП РФ от 08.11.2013 г. N 1005.
Кроме того, дополнительно Заказчиком для удобства участникам в инструкции по заполнении заявки на участие в закупке в пунктом 2.6 разъяснено условия предоставления обеспечения заявка:
"При подаче заявки участниками закупки, являющимися юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, учитывается ПП РФ от 10.04.2023 N 579".
Таким образом, заказчик при оформлении требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке в извещении о закупке предусмотрены нормы Федерального закона 44-ФЗ".
Изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена информация в части указания места и объемов выполнения работ.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
Тип объекта закупки |
Работа |
|||||||||
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Заказчик |
Количество(объем работы, услуги) |
Единица измерения |
Цена за единицу |
Стоимость позиции |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||||||||
Выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу: Московская область, Городской округ Истра, Центральная часть г. Дедовск в районе улицы Гагарина |
42.99.22.120 |
|
|
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
1 (из 1) |
Условная единица |
279750120.00 |
279750120.00 |
|
Выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу: Московская область, Городской округ Истра, Центральная часть г. Дедовск в районе улицы Гагарина |
42.99.22.120 |
|
|
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
1 (из 1) |
Условная единица |
90974322.34 |
90974322.34 |
Место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Московская область, городской округ Истра, г. Дедовск, ул. Гагарина".
Кроме того, Заказчиком в Техническом задании установлено, в том числе следующе:
Место выполнения работ: |
Московская область, городской округ Истра, г. Дедовск, ул. Гагарина |
Объём выполняемых работ: |
Работы выполняются в соответствии с проектной документацией, сметной документацией, а также ведомостью объемов работ. |
Изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВАНГАРД" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 июля 2023 г. N 050/06/105-26701/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023