Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Шлейко Людмилы Григорьевны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры "Звёздный" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку кондиционера бытового (извещение N 0348300514423000007 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение о проведении Аукциона размещено - 18.07.2023;
- начальная (максимальная) цена контракта - 170 820,00 руб.;
- дата окончания подачи заявок - 26.07.2023;
- на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен объем работ по монтажу поставляемого товара, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки рассчитать затраты.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка кондиционера бытового.
Заказчиком в Техническом задании установлены в том числе следующие виды работ при исполнении контракта:
"Работы по установке товара должны производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании всех необходимых полученных разрешающих документов.
Работы по монтажу и наладке оборудования включают:
- Доставка, подъем к месту монтажа, монтаж, обвязка и пуско-наладка сплит-системы кондиционирования".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что извещением о проведении Аукциона и Техническим заданием не установлено описание объекта закупки в части выполнения работ по монтажу и наладке оборудования.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым, Заказчиком допущена техническая ошибка.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части формирования описания объекта подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка кондиционера бытового.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком закупается товар "Кондиционер бытовой", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
Согласно вышеуказанной позиции КТРУ характеристиками товара являются "Вид блока кондиционера", "Дополнительные функции", "Инверторный тип кондиционера", "Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)", "Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)", "Мощность в режиме нагрева", "Мощность в режиме охлаждения", "Наличие антибактериального фильтра", "Наличие системы антиобледенения", "Наличие фильтров грубой очистки воздуха", "Наличие фильтров тонкой очистки воздуха", "Режим работы кондиционера", "Тип внутреннего блока", в том числе обязательной "Вид кондиционера".
Вместе с тем, в Техническом задании Заказчиком установлены дополнительные требования к характеристикам товара "Кондиционер бытовой", которые не предусмотрены позицией КТРУ.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в отношении дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ Заказчиком не размещено надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, в полной мере раскрывающее потребность Заказчика, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"1. В техническом задании указаны дополнительные характеристики, такие как: Обслуживаемая площадь: > 40 м2. (3 помещения), не являющаяся параметром кондиционера, а является как дополнительная характеристика, это действительно дополнительная (справочная) информация, помогающая участникам, определить необходимое более точное требование значения к параметру мощности кондиционера, его производительности. Обслуживаемая площадь помещений, в которых планируется установка закупаемых кондиционеров, была указана для обеспечения возможности их монтажа в помещениях заказчика, приобретение кондиционера способного поддерживать заданную температуру в помещении с определенным метражом.
2. В дополнительных характеристиках максимальной рабочей температуры ошибочно указаны параметры Максимальная рабочая температура: больше или равно-ЗОС; Минимальная рабочая температура: больше или равно-ЗОС.
Рабочий диапазон должен быть: Максимальная рабочая температура:32 С; Минимальная рабочая температура 16 С °.
В отношении остальных дополнительных характеристик поясняем, что указанные характеристики относятся непосредственно к товару и отражают его потребительские свойства необходимые для приобретения кондиционера. Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе 44-ФЗ.
З.По поводу сметы поясняем, что расчет разработанной по смете (прилагаем отдельным файлом), был включен в обоснование НМЦК. Составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законом не имеет. При проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, только обосновывает НМЦК. Непосредственно же цена контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, как это следует из подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 1 ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ, определяется предложением контрагента, определенного по итогам соответствующей процедуры. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке.
При создании Технического задания признаем, что были допущены некоторые ошибки (обоснования применения дополнительных характеристик), но никак не предусматривалось коррупционных действий и злоупотребления со стороны заказчика".
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалоб Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шлейко Людмилы Григорьевны обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 31.07.2023 N 050/06/105-26769/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 июля 2023 г. N 050/06/105-26769/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023