Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение, направленное ТУ Росимущества в г. Москве (далее - Заказчик) в адрес Московского УФАС России, о включении информации об ООО "ЕИС 229" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика 31.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.08.2023.
Заказчик представил в Московское УФАС России в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информацию об ООО "ЕИС 229" для включения в Реестр.
Комиссией Московского УФАС России 28.06.2023 принято решение по делу N 077/10/104-8416/2023 (далее - Решение) о включении информации об ООО "ЕИС 229" в Реестр.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Заказчиком 29.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации (номер извещения в ЕИС - 0173100008822000016) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 80 000 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов Запроса котировок от 13.01.2023 N 0173100008822000016 победителем Запроса котировок признано ООО "ЕИС 229".
На основании представленных документов Комиссией установлено, что ООО "ЕИС 229" 16.01.2023 в адрес Заказчика направлен протокол разногласий о неправомерном включении со стороны Заказчика в проект государственного контракта пункта 1.5 следующего содержания: "Услуги оказываются дистанционно, посредством электронной торговой площадки (далее - ЭТП), регламентированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447 "Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ" (далее - Распоряжение
N 1447), в отношении имущества, находящегося на территории города Москвы (в том числе Новая Москва)".
Вместе с тем требования, содержащиеся в протоколе разногласий, Заказчиком не учтены, при этом между Заказчиком и ООО "ЕИС 229" заключен контракт от 18.01.2023 N 06-АИ/2023 (далее - Контракт), цена которого составила 4,00 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта предметом закупки является оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории Российской Федерации.
Пунктом 1.5 Контракта установлено, что услуги оказываются дистанционно, посредством ЭТП, регламентированной Распоряжением N 1447, в отношении имущества, находящегося на территории города Москвы (в том числе Новая Москва).
Комиссией установлено, что непосредственно после заключения Контракта ООО "ЕИС 229" обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы с требованием о внесении изменений в текст пункта 1.5 Контракта, поскольку при заключении Контракта Заказчиком не был учтен протокол разногласий.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-8890/23-21-76 (далее - Решение суда) иск ООО "ЕИС 229" удовлетворен, пункт 1.5. Контракта признан несоответствующим законодательству Российской Федерации и изложен в следующей редакции: "1.5. Услуги оказываются дистанционно, посредством ЭТП, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А40-8890/23 (далее - Постановление) Решение суда оставлено без изменений, апелляционная жалоба Заказчика оставлена без удовлетворения, в связи с чем Решение суда вступило в законную силу 07.06.2023.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1. Контракта предусмотрены положения части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Ввиду ненадлежащего исполнения, по мнению Заказчика, ООО "ЕИС 229" своих обязательств, установленных пунктом 1.5 Контракта, Заказчиком 08.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение об одностороннем отказе).
Согласно пункту 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ООО "ЕИС 229" о принятом Заказчиком Решении об одностороннем отказе является 08.06.2023.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "ЕИС 229" нарушение пункта 1.5 Контракта не устранено, в связи с чем Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 18.06.2023.
Также представители Заказчика пояснили, что ООО "ЕИС 229" размещало аукционы по продаже имущества на ЭТП - www.el-torg.net, не включенной в перечень, утвержденный Распоряжением N 1447.
ООО "ЕИС 229" неоднократно направляло в адрес Заказчика письма от 20.04.2023 N 00-00/008, от 26.04.2023 N 00-00/009, от 28.04.2023
N 00-00/010 о намерении исполнять условия Контракта исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации и размещать аукционы по реализации арестованного имущества на неограниченном числе электронных площадок.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе принято Заказчиком за неисполнение обязательства, которое Решением суда и Постановлением признано незаконным.
Таким образом, после вступления в силу Решения суда, а именно 07.06.2023,у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия Решения об одностороннем отказе в связи с неисполнением пункта 1.5 Контракта.
Кроме того, в последующие 10 дней с даты принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе ООО "ЕИС 229" необходимо было исполнять свои обязательства без учета пункта 1.5 Контракта, что ООО "ЕИС 229" и было исполнено.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях),не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно абзацу 3 подпункта "а" пункта 15 Правил ведения Реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление
N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что ООО "ЕИС 229" осуществлялись действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки в Реестр, орган по контролю в сфере закупок обязан проверить совокупность всех обстоятельств, связанных с исполнением контракта.
При этом комиссией Московского УФАС России при принятии Решения не учтено то, что на момент принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе пункт 1.5 Контракта Решением суда и Постановлением признан незаконным.
Учитывая изложенное, основания для включения в Реестр информации об ООО "ЕИС 229" у контрольного органа отсутствуют, в связи с чем Комиссия не может согласиться с выводами комиссии Московского УФАС России, изложенными в Решении, поскольку территориальным органом ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации об ООО "ЕИС 229" в Реестр вышеуказанным обстоятельствам оценка не дана.
Комиссия ФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА
Направить в адрес Московского УФАС России решение Комиссии от 02.08.2023 по делу N 23/44/104/РНП3.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2023 г. N 23/44/104/РНП3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023