На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Федерального казначейства (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "ЦСП" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку спортивной экипировки общего назначения для членов спортивных сборных команд Российской Федерации. Москва (СнИЦ) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100104321000054) (далее соответственно - Извещение, Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию, связанных с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 25.07.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.08.2023.
В соответствии с Извещением, документацией о проведении Запроса предложений (далее - Документация), протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 14.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 664 436 392, 56 руб.;
4) источник финансирования - средства субсидии на иные цели;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 22.10.2021;
6) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе (далее в редакции от 02.07.2021);
8) Заказчиком с ООО "Спорт-Макс-Инвест" заключен государственный контракт от 16.11.2021 N 21ОД-130 по цене 650 271 250 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1770929576621000066).
Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013
N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в ЕИС утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно порядку оценки Документации (далее - Порядок оценки) по Показателю Критерия предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки, а именно: "Количество контрактов", "Наибольшая совокупная стоимость контрактов", "Наибольшая стоимость одного контракта" (далее - Детализирующие показатели).
При этом в Порядке оценки установлено, что по Детализирующим показателям подтверждением опыта участника Запроса предложений об успешной поставке товара, связанного с предметом контракта, является предоставление участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений таблицы N 2 инструкции по заполнению заявок на участие в Запросе предложений (далее - Таблица N 2) с информацией об исполненных контрактах (договорах), включая реестровый номер контракта, которые заключены и исполнены в полном объеме в период с 2017 по дату начала подачи заявок без нарушения сроков, иных условий контракта по вине исполнителя, при этом стоимость каждого ранее исполненного контракта (договора) должна быть не менее 30% от начальной максимальной цены контракта.
Также Порядком оценки предусмотрено, что оценка в 0 баллов будет присвоена заявке на участие в Запросе предложений, в составе которой отсутствует
Таблица N 2 с указанием контрактов (договоров), включая реестровый номер контракта.
Согласно Документации в Таблице N 2 необходимо указать сведения, подтверждающие квалификацию участника закупки, а именно номер реестровой записи контракта, предмет контракта, цену контракта, заказчика.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что требование о необходимости предоставления сведений о ранее исполненных контрактах (договорах) в виде Таблицы N 2 неправомерно, поскольку может привести к ситуации, в которой единой комиссией Заказчика не будут приняты к оценке исполненные контракты (договоры) участника Запроса предложений, сведения о которых не указаны в Таблице N 2.
Кроме того, требование о предоставлении контрактов (договоров), исполненных без нарушения сроков, иных условий контракта по вине исполнителя, является ограничивающим и противоречит Правилам, поскольку нарушение сроков и иных условий контракта по вине исполнителя, не является надлежащим подтверждением недобросовестного исполнения контракта, а также отсутствия опыта.
Также требования Порядка оценки о том, что к оценке принимаются контракты (договоры) с указанием реестрового номера, по мнению Комиссии, ограничивают количество участников закупки, поскольку вышеуказанные сведения об опыте участника на момент рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений могут отсутствовать в ЕИС по техническим причинам.
Вместе с тем оценка исключительно контрактов (договоров), которые заключены и исполнены в полном объеме в период с 2017 по дату начала подачи заявок, может привести к ограничению числа участников Запроса предложений, имеющих в период с 2017 по дату начала подачи заявок опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных до 2017 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупок на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 01.08.2023 по делу N П-201/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2023 г. N П-230/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023