На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях МКУ "Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа" (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 16.03.2023 N ЧС.14-01.2023 на оказание услуг по организации питания (завтрак, обед, ужин) и проживания граждан прибывающих из приграничных с Воронежской областью территорий, в связи с введением чрезвычайной ситуации на территории Воронежской области (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 3366606952223000049) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 02.08.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.08.2023.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчиком с ООО "Д-КОМ" заключен Контракт по цене 11 536 800 рублей на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законе о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт,за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика осуществляется при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы,для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
На заседании Комиссии установлено, что Контракт заключен 16.03.2023,при этом согласно пункту 4.1 Контракта услуги оказываются в срок с 06.02.2023 по 28.02.2023 в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского Российской Федерации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в связи с недоведенными до Заказчиками лимитами бюджетных обязательств, у Заказчика до 16.03.2023 отсутствовала возможность заключить Контракт.
Вместе с тем, исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системе, требования пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Контракте положение о распространении срока оказания услуг по Контракту на отношения сторон, возникшие до заключения Контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного, Комиссия в рассматриваемой части не может согласиться с выводами Воронежского УФАС России, изложенными в решении от 30.06.2023 N 036/06/94-1038/2023, поскольку территориальным органом
ФАС России не в полной мере исследованы представленные сторонами материалы, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы по делу от 03.08.2023 N П-227/23 в адрес Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2023 г. N П-227/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023