В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 124/23 от 02.08.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: , Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя по доверенности Министерства образования Оренбургской области -
представителя ИП Тихоновой Е.Ю. -,
рассмотрев обращение Министерства образования Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Тихоновой Евгении Юрьевны (ИНН 420524605832), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку оборудования при формировании современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000323000877, реестровый номер контракта N 2561204495923000021),
УСТАНОВИЛА:
01.08.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Министерства образования Оренбургской области (вх. Оренбургского УФАС России N 3934/23 от 01.08.2023 г.) (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Тихоновой Евгении Юрьевны (ИНН 420524605832) (далее - Поставщик, ИП Тихонова Е.Ю.) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку оборудования при формировании современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000323000877, реестровый номер контракта N 2561204495923000021).
Присутствующий на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт от 07.03.2023 г. N 0853500000323000877. Товар поставлен ИП Тихоновой Е.Ю. 27.03.2023 г. В письме от 28.03.2023 N 01-23/2372 Заказчиком прописаны замечания, выявленные при проверке товара, и установил срок до 04.04.2023 года для устранения выявленных несоответствий.
В письме от 28.03.2023 N 01-23/2372 были Заказчик прописал замечания, выявленные при проверке товара, и установил срок до 04.04.2023 года для устранения выявленных несоответствий.
Поставщик 14.04.2023 разместил в Единой информационный системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В письме от 17.04.2023 N 01-23/2976 Заказчик указал, что товар не считается поставленным, если не выполнены все условия по Контракту и установил срок до 21.04.2023 для исполнения свои обязательств в полном объеме.
Поставщик направил письмо N 42 от 28.04.2023, в котором сообщил, что направил документы по адресу Заказчика. При этом Поставщик указал, что не может предоставить гарантийный талон от производителя.
В письме от 05.05.2023 N 01-23/3459 Заказчик уточнил, что срок гарантийных обязательств производителя установлен в условиях Контракта и Поставщик обязан предоставить Заказчику все документы, относящиеся к предмету Контракта, и установил срок до 12.05.2023.
Поставщик 11.05.2023 разместил в Единой информационный системе уведомление о намерении обжаловать отказ, при этом указал причину: "фактическое получение товара покупателем".
16.05.2023 в единой информационной системе Поставщик сформировал документ о приемке товара на сумму 195 000 рублей, 22.05.2023 члены и председатель приемочной комиссии подписали акт приемки товара. Согласно платежным поручениям NN121819,121882 от 23.05.2023 поставленный товар по Контракту оплачен.
В связи с невозможностью отмены ранее направленного решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщик направил письмо в адрес Заказчика N62 от 20.06.2023 с просьбой вернуть товар, так как Контракт считается расторгнутым.
По состоянию на 19.07.2023 Заказчик вернул поставленный товар, а Поставщик денежные средства.
Присутствующий на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представитель Поставщика пояснил, что 14.04.2023 г. по причине отказа Заказчика от приемки товара, соответствующего условиям контракта N 0853500000323000877 от 07.03.2023 г., Поставщиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Решение было размещено в единой информационной системе 14.04.2023 г.
По результатам претензионной переписки товар был принят Заказчиком 22.05.2023 г. и оплачен 25.05.2023 г.
В связи с истечением срока для самостоятельной отмены решения об одностороннем отказе Поставщика ИП Тихонова Е.Ю. обратилась в Оренбургское УФАС России. Оренбургским УФАС России был направлен ответ Поставщику об отсутствии полномочий по отмене решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Таким образом, в связи с тем, что что фактически контракт был расторгнут 25.04.2023 г., сторонами по контракту было принято решение о возврате товара Поставщику и возврате денежных средств Заказчику. 19.07.2023 г. Заказчиком в единой информационной системе было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при этом, контракт фактически расторгнут по состоянию на 19.07.2023 г.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
17/02.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного конкурса на поставку оборудования при формировании современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000323000877).
Начальная цена контракта - 278 997,00 рублей.
02.03.2023 г. на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЗК1 от 02.03.2023 г., победителем запроса котировок признана ИП Тихонова Е.Ю.
07.03.2023 г. Министерством образования Оренбургской области с ИП Тихоновой Е.Ю. заключен государственный контракт N 0853500000323000877 56-2023-нр51710 на поставку оборудования при формировании современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на сумму 195 000,,00 рублей.
Согласно условиям контракта, поставка товара осуществляется в течение 30 дней с момента заключения контракта. Поставщик не менее чем за 3 (три) дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки. Товар должен полностью соответствовать условиям Контракта и спецификации. Срок поставки товара согласно пункту 3.1 контракта по 06.04.2023 г.
27.03.2023 г. Поставщик поставил товар без сопроводительных документов, подтверждающих качество товара, а также документов об оценке соответствия.
28.03.2023 г. Заказчик направил мотивированный отказ N 01-23/2372 в связи с выявленным и несоответствиями Товара, а также неверно оформленными документами. Заказчик установил срок для устранения несоответствий до 04.04.2023 г.
29.03.2023 г. Поставщик сформировал документ о приемке в Единой информационной системе, не приложив документы.
31.03.2023 г. Заказчик направил письмо N 01-23/2507 производителю с просьбой подтвердить характеристики поставленного товара, так как Поставщик предоставил письмо о невозможности предоставления технического паспорта на поставленный товар.
05.04.2023 г. Заказчиком подписан мотивированный отказ в Единой информационной системы, товар не принят Заказчиком. Поставщику направлен мотивированный отказ от 04.04.2023 г. N 01-23/2624 и установлен срок для устранения несоответствий до 12.04.2023 г.
Поставщик 14.04.2023 разместил в Единой информационный системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В письме от 17.04.2023 N 01-23/2976 Заказчик указал, что товар не считается поставленным, если не выполнены все условия по Контракту и установил срок до 21.04.2023 для исполнения свои обязательств в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(часть 20.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
14.04.2023 г. Поставщик, воспользовавшись своим правом, разместил в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение Поставщик разместил в Единой информационной системе 14.04.2023 г., и согласно данным сайта, Заказчиком получено данное решение также 14.04.2023 г.
18.04.2023 г. в Единой информационной системе Заказчиком размещено письмо от 17.04.2023 г. N 01-23/2976 о том, что решение Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также указал срок замены товара до 21.04.2023 г.
18.04.2023 г. в Единой информационной системе Заказчиком размещено письмо от 17.04.2023 г. N 01-23/2976 о том, что решение Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также указал срок замены товара до 21.04.2023 г.
Поставщик направил письмо N 42 от 28.04.2023, в котором сообщил, что направил документы по адресу Заказчика. При этом, Поставщик указал, что не может предоставить гарантийный талон от производителя.
В письме от 05.05.2023 N 01-23/3459 Заказчик уточнил, что срок гарантийных обязательств производителя установлен в условиях Контракта и Поставщик обязан предоставить Заказчику все документы, относящиеся к предмету Контракта, и установил срок до 12.05.2023.
Поставщик 11.05.2023 разместил в Единой информационный системе уведомление о намерении обжаловать отказ, при этом указал причину: "фактическое получение товара покупателем".
15.05.2023 г. Заказчик направил уведомление N 01-23/2592 об одностороннем отказе от исполнения контракта за неоднократное нарушение условий контракта.
15.05.2023 г. Поставщик направил информационное письмо N 45 с приложенным письмом от производителя, при этом Заказчик 15.05.2023 г. в письме N 01-23/3606 направил ответ на намерение обжаловать мотивированный отказ.
15.05.2023 г. Заказчик выставил требование N 01-23/3618 об уплате неустойки (штрафа, пени).
17.05.2023 г. Поставщик в письме N 47 сообщил об уплате неустойки.
16.05.2023 г. поставщик в письме N 46 просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.05.2023 в единой информационной системе Поставщик сформировал документ о приемке товара на сумму 195 000 рублей, 22.05.2023 члены и председатель приемочной комиссии подписали акт приемки товара. Согласно платежным поручениям NN121819,121882 от 23.05.2023 поставленный товар по Контракту оплачен.
17.05.2023 г. Поставщик предоставил гарантийный талон от производителя.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
25.04.2023 г. решение об одностороннем отказе ИП Тихоновой Е.Ю. вступило в силу.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Обращение Заказчика о включении в РНП сведений в отношении ИП Тихоновой Е.Ю. направлено в Оренбургское УФАС России 01.08.2023 г. Таким образом, Заказчиком нарушен регламентированный срок направления обращения в контрольный орган.
В связи с невозможностью отмены ранее направленного решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщик направил письмо в адрес Заказчика N 62 от 20.06.2023 с просьбой вернуть товар, так как Контракт считается расторгнутым.
По состоянию на 19.07.2023 Заказчик вернул поставленный товар, а Поставщик денежные средства.
19.07.2023 г. 16:30 (МСК) Заказчиком в единой информационной системе размещено Решение об одностороннем отказе N 01-23/5328 от 19.07.2023 г.
Поставщиком данное решение получено 19.07.2023 г. 16:30 (МСК).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от заключения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации в отношении ИП Тихоновой Е.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Министерства образования Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Тихоновой Евгении Юрьевны (ИНН 420524605832), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку оборудования при формировании современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000323000877, реестровый номер контракта N 2561204495923000021), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 7 августа 2023 г. N 056/10/104-826/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - поставка оборудования - дополнительное образование детей - национальный проект образование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023