На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (вх. Оренбургского УФАС России N 3896-ЭП/23 от 01.08.2023 г.) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 122/23-п от 02.08.2023 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
главы администрация муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области -;
представителя ПАО "Ростелеком" - (на основании доверенности);
представители Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую камеральную проверку действий администрация муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области при проведении запроса котировок в электронной форме на предоставление услуг доступа к сети "Интернет" (номер извещения N 0153300006323000004),
УСТАНОВИЛА:
01.08.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - Заявитель, Общество, ПАО "МТС"), содержащее сведения о нарушении Заказчиком - администрацией муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области требований законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на предоставление услуг доступа к сети "Интернет" (номер извещения N 0153300006323000004) (далее - Закупка).
Из обращения Общества следует, что Заказчиком при размещении извещения о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0153300006323000004 были нарушены положения Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
1. требование документации о наличии оборудования (сети и сооружения связи) у исполнителя на праве собственности неправомерно, поскольку исполнение обязательств по контракту возможно, в том числе, с привлечением субподрядных организаций либо на основании договора аренды необходимой инфраструктуры. Кроме того, положениями документации и проекта государственного контракта не предусмотрено право исполнителя на привлечение субподрядчиков;
2. положениями муниципального контракта не предусмотрено условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе;
3. извещением, требованиями к содержанию заявки, проекта муниципального контракта не установлено требование о наличии у участника закупки и исполнителя лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Действия Заказчика, не установившего требование о наличии вышеуказанной лицензии, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной система.
В письменных пояснениях Заказчик выразил несогласие с приведенными Заявителем доводами относительно неправомерности требования о наличии оборудования (сети и сооружения связи) у исполнителя на праве собственности и отсутствия условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Вместе с тем, Заказчик выразил согласие с нарушением положений Закона о контрактной системе относительно неустановления в извещении требования о наличии у участника закупки и исполнителя лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Присутствующий на рассмотрении обращения глава администрация муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.
Представитель ПАО "Ростелеком" поддержал позицию Заказчика.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
24.01.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на предоставление услуг доступа к сети "Интернет" (номер извещения N 0153300006323000004).
Начальная максимальная цена контракта составляет 55 600,60 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2.1.1. Технического задания "Исполнитель должен организовать через свою опорную оптоволоконную сеть и подготовить 1 (один) канал доступа к сети "Интернет" с гарантированной пропускной способностью больше либо равно 100 Мбит/с в помещении, указанном Заказчиком в здании по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район с. Матвеевка, ул. Комсомольская, д. 18".
Согласно доводу Заявителя, требование документации о наличии оборудования (сети и сооружения связи) у исполнителя на праве собственности неправомерны, поскольку исполнение обязательств по контракту возможно, в том числе, с привлечением субподрядных организаций либо на основании договора аренды необходимой инфраструктуры. Кроме того, положениями документации и проекта государственного контракта не предусмотрено право исполнителя на привлечение субподрядчиков.
В соответствии с письменными пояснениями заказчика в здании администрации располагаются ЕДДС И СИСТЕМА 112, отвечающие за аварийное оповещение населения, которое осуществляется исключительно по каналам ПАО " Ростелеком", для обеспечения связи по ВПН каналу предоставляется оборудование (контракты заключены с главным управлением по гражданской обороне). Также Заказчиком отмечено, что администрация муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области обеспечивает лишь резервный канал связи, который необходим при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, ПАО "Ростелеком" предоставляет выделенную защищенную линию с предоставлением соответствующего оборудования. Остальные компании используют общедоступные каналы связи.
Также заказчик в письменных пояснениях указал на тот факт, что при запросе коммерческих предложений от ПАО "МТС" в г. Оренбург был получен ответ, в котором указанные условия подключения не удовлетворяют потребностям администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области. В коммерческом предложении от 24.01.2023 г. ПАО "МТС" прописано предоставление доступа в интернет на скорости 50 мбит/с, с комментарием, что предоставление другой технологии невозможно. Заказчиком же в техническом задании прописана необходимая скорость 100 мбит/с.
Также Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что Законом о контрактной системе прямо не предусмотрена и не запрещена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом. Лишь отдельные положения указанного Закона свидетельствуют о такой возможности (например, части 5 и 6 статьи 30; часть 29.1 статьи 34; часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).
Согласно же пункту 3 статьи 313 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
При этом статья 780 ГК РФ устанавливает, что в случае, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (глава 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (пункт 1 статьи 706 ГК РФ).
Таким образом, проанализировав спорное положение технического задания, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в указанной части нарушений положений Закона о контрактной системе.
При этом на заседание Инспекции Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Довод Заявителя необоснован.
2. В силу ч. 1 ст. 96 Закона, заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно доводу заявителя, положениями муниципального контракта не предусмотрено условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, пунктом 12.3 проекта муниципального контракта установлено следующее:
"12.3. В случае внесения Продавцом в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств на указанный Покупателем счет:
Получатель: УФК по Оренбургской области (Администрация Матвеевского района л/сч 05533007640)
ИНН 5634003071
КПП 563401001
р/сч.: 03232643536270005300 Отделение Оренбург Банка России//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург
корр/сч 40102810545370000045
БИК банка 015354008
КБК 0 ОКТМО 53627413101
Назначение платежа: Обеспечение исполнения контракта (указать наименование), НДС не облагается.
на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Покупателю.
Указанные денежные средства возвращаются Продавцу при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту в течение 10 (десяти) банковских дней со дня получения Покупателем соответствующего письменного требования Продавца. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Продавцом в этом письменном требовании".
Муниципальным контрактом N 01533000063230000040001 от 03.02.2023 г. установлено аналогичное положение.
Таким образом, проанализировав положения проекта муниципального контракта, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что заявленный ПАО "МТС" довод о том, что в муниципальном контракте отсутствует условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не находит своего подтверждения.
При этом на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
3. Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" деятельность по оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии в области оказания услуг связи, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Таким образом, в рассматриваемом случае, в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, в связи с чем Заказчик в извещении о проведении закупки обязан был установить требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии с перечнем видов работ/оказания услуг.
Вместе с тем, в извещения о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0153300006323000004 данное требование отсутствует. Таким образом, действия Заказчика, не установившего требование о наличии вышеуказанной лицензии, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной система.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок информации свидетельствует о том, что 03.02.2023 г. между администрацией муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области и ПАО "Ростелеком" был заключен муниципальный контракт N 01533000063230000040001. Данное обстоятельство является препятствием для выдачи предписания о внесении изменений в извещение о проведении электронного запроса котировок.
Также материалами дела установлено, что единственный участник запроса котировок в электронной форме, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о закупке, ПАО "Ростелеком" предоставило выписку из реестра лицензий в области связи N 183870 от 10.08.2020 г. Следовательно, предоставление услуг доступа к сети "Интернет" осуществляется надлежащим исполнителем.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области нарушившей положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 9 августа 2023 г. N 056/10/99-823/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023