Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 августа 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов комиссии:,
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области - (на основании доверенности),
представителя Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПОСТАВКА+" - (на основании доверенности),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПОСТАВКА+" на действия администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку светового оборудования (номер извещения N 0153300059623000034),
УСТАНОВИЛА:
06.08.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПОСТАВКА+" (далее - Заявитель, ООО "ТЕХПОСТАВКА+") на действия администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку светового оборудования (номер извещения N 0153300059623000034) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению Заявителя, Заказчик не только не использовал обязательные характеристики из КТРУ, но и установил дополнительные требования к товару, что является нарушением положений Закона о контрактной системе. Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заявителя поддержал указанные в жалобе доводы, просил признать жалобу обоснованной.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
01.08.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку светового оборудования (номер извещения N 0153300059623000034).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 574 003,04 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0153300059623000034 в отношении поставляемых товаров по позициям 1-4 установлен код ОКПД2 "27.40.33.130" - Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Светодиодный светильник |
27.40.33.130 |
Светодиодный театральный прожектор |
27.40.33.130 |
Профессиональная гибридная поворотная "голова" |
27.40.33.130 |
Прожектор |
27.40.33.130 |
Заявитель указывает, что Заказчик не только не использовал обязательные характеристики из КТРУ, но и установил дополнительные требования к товару. Вместе с тем, в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеется нужное описание для этого товара - это:
- Прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000001;
- Прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000002;
- Прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000003;
Указанные КТРУ подлежат обязательному применению с 11.05.2023 - Бессрочно
То есть каталог товаров содержит необходимый к закупке Товар и подлежит обязательному применению. Заказчиком же, при описании товара не учтены характеристики КТРУ, которые являются обязательными:
1. заказчиком не указано наименование характеристики товара "Вид прожектора" (мобильный (переносной) или стационарный). Согласно КТРУ, данная характеристика товара является обязательной для применения.
2. заказчиком не указана характеристика товара "Рассеяние" (среднее, узкое, широкое). Данная характеристика товара является обязательной для применения.
3. заказчиком не указана характеристика товара "Тип прожектора" - в зависимости от позиции каталога он может быть: линейный, матричный, линейный или матричный. Данная характеристика товара является обязательной для применения.
4. заказчиком не указана характеристика товара "Мощность". Данная характеристика товара является обязательной для применения.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145), утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила применения КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пп. "а" п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 7 Правил применения КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Так же пунктом 7 Правил применения КТРУ предусмотрено, что в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно доводу Заявителя, при описании товара Заказчиком не учтены характеристики КТРУ, применение которых является обязательным: вид прожектора; рассеяние; тип; мощность.
Из пояснений Заказчика следует, что, проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, Заказчик сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность, поскольку предусмотренные КТРУ функциональные характеристики не соответствуют потребности заказчика. Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заказчика указал, что указанные в позициях 1-4 товары невозможно отнести ни к линейному, ни к матричному прожектору, и, как следствие, невозможно применить соответствующие коды КТРУ.
Заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил ОКПД2 27.40.33.130.
Так же в извещении Заказчиком правомерно установлено ограничение допуска согласно Постановлению N 878.
Комиссия Оренбургского УФАС России изучила позиции КТРУ, на которые ссылается заявитель (прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000001; прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000002; прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000003) и установила, что указанные позиции применяются при закупке товаров, на которые распространяется ГОСТ Р 54350-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний".
Указанный ГОСТ заменен на ГОСТ 34819-2021 "Межгосударственный стандарт. Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний".
В разделе 1 ГОСТ 34819-2021 "Область применения" отражено, что настоящий стандарт распространяется на осветительные приборы с электрическими источниками света (светильники и/или прожекторы) внутреннего и наружного освещения, питаемые напряжением до 1000 В.
Стандарт устанавливает классификацию, светотехнические требования и методы испытаний осветительных приборов.
Стандарт не распространяется на осветительные приборы:
- специальные медицинские, театральные, для фото-, кино- и телесъемок.
В ходе рассмотрения дела представителем Заказчика было отмечено, что приобретаемое оборудование относится к театральным осветительным приборам.
Пунктом 7 Правил применения КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Комиссией Оренбургского УФАС России принимается во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе ввиду установления в документации об электронном аукционе требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Проанализировав представленные материалы дела и изучив положения извещения о закупке, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПОСТАВКА+" на действия администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку светового оборудования (номер извещения N 0153300059623000034) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 11 августа 2023 г. N 056/06/106-838/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023