Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Администрации Львовского муниципального образования Аркадского муниципального района Саратовской области о включении ИП Алаян С.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного
аукциона N 0160300005323000001 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Львовском МО : дорога автомобильная в с. Алексеевка, по ул. Алексеевская от д. N9 до д. N109" (далее по тексту - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
27.07.2023 Администрация Львовского муниципального образования Аркадского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ИП Алаян С.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения Аукциона.
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.01.2023 в ЕИС размещена информация о проведении аукциона.
Заказчиком является Администрация Львовского муниципального образования Аркадского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 730 085 рублей 14 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2023 NИЭА1 заявка ИП Алаян С.А. признана соответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона, ИП Алаян С.А. признан победителем Аукциона.
20.02.2023 между Администрацией Львовского муниципального образования Аркадского муниципального района Саратовской области и ИП Алаян С.А. заключен муниципальный контракт 1/2023 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.4 Контракта срок выполнения работ с даты заключения до
31.08.2023.
Согласно п. 4.6. Контракта заказчик обязан по результату выполненных работ с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от условий контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Приемка и сдача выполненных работ оформляется актом выполненных работ (Форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (Форма N КС3), журналом производства работ (заверенная копия) (п. 4.9 Контракта).
Согласно п. 4.10. Контракта заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения акта выполненных работ при отсутствии претензий по количеству и качеству выполненных работ подписывает документы о приемке или направляет мотивированный отказ с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Согласно п. 4.11. Контракта для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.5. Контракта наличие недостатков и сроки их устранения, фиксируются двухсторонним актом, подписанным уполномоченными представителями сторон.
В соответствии с п. 6.6. Контракта при отказе подрядчика от составления или подписания акта, в соответствии с п. 6.4 Контракта, заказчик составляет односторонний акт с отметкой об отказе подрядчика от подписания акта и проводит экспертизу своими силами или с привлечением независимого эксперта или экспертной организации.
Согласно п. 3.3.6. Контракта заказчик обязан в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия указанного решения направить поставщику уведомление о принятом решении через Единую информационную систему.
Из пояснений Заказчика следует, что согласно п. 3.1.1. раздела 3 Контракта необходимо выполнить работы в порядке, объеме, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом. В нарушение условий контракта и согласно договору N 1/1005 от 10.05.2023, заключенного с ООО "Дитеско" проведены работы по осуществлению строительного контроля.
По результатам проверки ООО "Дитеско" за отчётный период с 10.05.2023 22.05.2023 на объекте ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения в Львовском МО: дорога автомобильная в с. Алексеевка, по ул. Алексеевская от д. N 9 до д.N 109, были выявлены нарушения п.3.1.1 муниципального контракта N 1/2023 от 20 февраля 2023 года: не в полном объёме выполнены работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоёв основания из щебня фракции 20 - 40 мм марки М600. Фактический объём выполненных работ 96 м3. Техническим заданием предусмотрено - 300м3.
Согласно ч. 1 статьи 95 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно статьи 41 Закона о контрактной системе заказчик вправе привлекать экспертов в целях экспертной оценки.
Согласно ч. 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика
(подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Согласно ч. 10, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.4. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8 - 11, 13 -19, 21 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.07.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе, которое
12.07.2023 размещено ЕИС.
Согласно ч. 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Контракт расторгнут
25.07.2023.
Представители ИП Алаян С.А. не согласны с позицией Заказчика, заявив довод, что приемка работ и привлечение эксперта заказчиком проведена в нарушение требований условия контракта.
Как считает сторона, согласно письму ООО "Дитеско" от 22.05.2023 N 246 работы проводились в период с 12.05.2023 по 19.05.2023, то есть до составления акта о приемке работ, который датирован ИП Алаян С.А. - 16.05.2023 года.
Кроме того, о проведении экспертизы ИП Алаян С.А. не уведомлен, участие не принимал, акт о выявленных недостатка с участием ИП Алаян С.А. не составлялся. Как указано в решении, заказчиком по электронной почте направлена претензия N 166 от 02.06.2023 подрядчику о необходимости исполнения своих обязательств.
Однако фактически ИП Алаян С.А. эту претензию не получал. Она была ошибочно направлена на электронную почту ООО "Дорстрой", к которой Алаян С.А. никакого юридического отношения не имеет, что является существенным нарушением условий контракта со стороны заказчика.
Согласно п. 8.1. Контракта в случае возникновения каких-либо разногласий или споров в процессе исполнения обязательств по Контракту Стороны обязуются до передачи дела в Арбитражный суд Саратовской области урегулировать их в претензионном порядке.
Таким образом, Заказчиком не соблюден претензионный порядок урегулирования разногласий, предусмотренный п. 8.1 Контракта.
Подрядчик ответил письмом с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивируя это тем, что расценка, применяемая при составлении сметы к контракту, подразумевает выравнивание профиля автомобильной дороги на всей площади дорожного полотна, без исправления основания, что в свою очередь влияет на толщины основания и поэтому добиться постоянной величины дорожного основания невозможно. Дорога имеет переменный профиль. В связи с тем, что данные об объеме щебня представлены по результатам проведенных двух вырубок, делать заключение о точном объёме использованного щебня нельзя. Так как устройство подстилающих и выравнивающих слоев, которые являются скрытыми работами и будут закрыты при дальнейшем проведении работ, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками второго типоразмера замеры должны производится до проведения закрывающих работ. При таких обстоятельствах, когда согласно Отчета по строительному контролю раздел "Оценка качества строительных работ" ООО "Дитеско" "физикомеханические свойства горячей мелкозернистой асфальтобетонной смести типа "В" марки 2 соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013, работы по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками третьего типоразмера, а ширина укладки до 6-ти метров, толщина слоя 5 см., выполнены в полном объёме и в соответствии с ЛСР", отказ от их приемки фактически неправомерен, является злоупотреблением правом Заказчиком (ст. 10 ГК РФ). Кроме этого, Заказчик не представил надлежащего, со ссылкой на применяемое законодательство, обоснования отказа в приемки фактически выполненных работ.
Представителями ИП Алаян С.А. обращено внимание на то обстоятельство, что договор между Администрацией Львовского муниципального образования и ООО "Дитеско" был заключен 10.05.2023 (до момента окончания работ). Согласно письму ООО "Дитеско" от 22.05.2023 отбор проб проводился 12 мая 2023 года и 19 мая 2023 года, тогда как работы были выполнены и направлены КС 2, КС 3 Заказчику были только 16 мая 2023 года. То есть ООО "Дитеско" проводил проверку качества выполненных работ до фактического завершения самих работ.
ИП Алаян С.А. после получения Отчета ООО "Дитеско" обратился в ФГБОУВО "Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.", ООО "Стандарт качества", ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" с просьбой провести проверку качества выполненных работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Алексеевская, с. Алексеевка Львовского МО.
Согласно Протоколам испытаний, работы выполнены качественно в соответствии с техническим заданием, предусмотренным государственным контрактом. Согласно протоколу испытаний N 347/2023/2 ФГБОУВО "Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А." толщина слоя щебня составила 9,0 см. Каким образом ООО "ДИТЕСКО" определило объем выполненных работ 96 м3 не известно.
Согласно ч. 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
При рассмотрении материалов, Комиссии не представлено информации об уведомлении ИП Алаян С.А. о проведении экспертизы и при отборе проб, равно как направлении претензии в адрес ИП Алаян С.А., что не соответствует ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе.
Кроме того, работы проводились до фактического выполнения работ, поскольку согласно ЕИС документ о приемке работ составлен 16.05.2023.
При рассмотрении материалов, Заказчиком не представлено двухстороннего акта, и (или) подтверждающего документа об отказе в подписании подрядчиком акта, что противоречит п. 6.5 Контракта, также Заказчиком не соблюден претензионный порядок урегулирования возникший разногласий,
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, 2023-6427 исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ИП Алаян С.А. от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией Львовского муниципального образования Аркадского муниципального района Саратовской области в отношении ИП Алаян С.А. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 3 августа 2023 г. N 64-220
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023