Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Администрации Малиновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о включении ООО "Дострой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300004423000001 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Малиновском МО : дорога автомобильная в д. Ильмень, ул. Приовражная" (далее Аукцион)
УСТАНОВИЛА:
28.07.2023 Администрация Малиновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Дорстрой" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения Аукциона.
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.01.2023 в ЕИС размещена информация о проведении Аукциона.
Заказчиком является Администрация Малиновского муниципального образования Аркадского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 522 690 рублей 00 копеек.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2023 NИЭА1 заявка ООО "Дорстрой" признана соответствующей требованиям Аукциона и победителем Аукциона.
20.02.2023 между Администрацией Малиновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области и ООО "Дорстрой" заключен муниципальный контракт N 36402005144230000030006 (далее - Контракт).
Согласно п. 3.1.2. Контракта заказчик обязуется по факту выполнения работ в полном объеме осуществить приемку работ по объекту в течение не более 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения от подрядчика документа о приемке, а в случае ненадлежащего выполнения работ подрядчиком составить мотивированный отказ от принятия выполненных работ.
Согласно п. 4.12. Контракта не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 4.7. Контракта приемка работ осуществляется согласно требованиям действующего законодательства РФ, включая проведение экспертизы выполненных работ в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4.8. Контракта для осуществления приемки выполненных работ заказчик вправе привлечь экспертов, экспертные организации.
Из пояснений Заказчика следует, что согласно п. 3.3.1. Контракта необходимо на объекте выполнить работы по ремонту автомобильной дороги в сроки, предусмотренные Контрактом с учетом графика выполнения строительномонтажных работ.
В нарушение условий контракта и согласно договору N1/2704 от 27.04.2023, заключенному с ООО "Дитеско", проведены работы по осуществлению строительного контроля.
По результатам проверки ООО "Дитеско" за отчётный период с 27.04.2023 31.05.2023, на объекте выявлены нарушения п.3.3.3 муниципального контракта N 3 от 20 февраля 2023 года, а именно: - не в полном объёме выполнены работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоёв основания из щебня фракции 20 - 40 мм марки М600. Фактический объём выполненных работ 2281 м3. Техническим заданием предусмотрено - 3801м3.
Согласно ч. 1 статьи 95 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Согласно ч.ч. 10, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.2. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе, которое размещено в ЕИС 17.07.2023.
Согласно ч. 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Контракт расторгнут 28.07.2023.
Представители ООО "Дорстрой" не согласны с позицией Заказчика, заявив довод, что приемка работ и привлечение эксперта Заказчиком проведена в нарушение требований условий контракта.
Как считает сторона, о проведении эксперты ООО "Дорстрой" не уведомлено, Общество участие в проведении строительного контроля не принимало, фактически ООО "Дорстрой" претензию не получало, поскольку претензия Заказчиком направлена на электронную почту ИП Алаян С.А., который юридического отношения к ООО "Дорстрой" не имеет.
Согласно п. 7.1. Контракта все споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением настоящего Контракта, разрешаются путем переговоров.
Таким образом, Заказчиком не соблюден претензионный порядок урегулирования разногласий, предусмотренный п. 7.1 Контракта.
После получения отчета ООО "Дитеско" Общество обратилось в ООО "Стандарт качества" с целью проведения проверки качества выполненных работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в Малиновском МО: дорога автомобильная в д. Ильмень, по ул. Приовражная.
После этого ООО "Дорстрой" в своем письме выступило с просьбой принять результат выполненных работ по Муниципальным контрактам и оплатить их в соответствии с условиями Контракта, мотивируя это результатами выполнения процедуры отбора проб, которыми установлено, что физико-механические свойства плотного мелкозернистого асфальтобетона соответствуют требованиям ГОСТ 91282013 для типа В марки II; коэффициент уплотнения асфальтобетона соответствует требованиям СП 78.13330.2012, что подтверждается соответствующими протоколами испытаний ООО "СТАНДАРТ КАЧЕСТВА" от 27.06.2023 г. NN 12704, 2-2704. Однако, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, со стороны, как считают представители ООО "Дорстрой", Заказчиком не был размещен мотивированный отказ от приемки, и отборы проб ООО "Дитеско" проводились до момента окончания работ, поскольку согласно документа о приемке работ ООО "Дорстрой" сданы 29.05.2023, а строительный контроль проводился в период с 27.05.2023 по 31.05.2023. Таким образом, ООО "Дитеско" проводило проверку качества выполненных работ до фактического завершения самих работ.
Согласно ч. 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
При рассмотрении материалов, Комиссии не представлено информации об уведомлении ООО "Дорстрой" о проведении экспертизы и об отборе проб, равно как и направление претензии в адрес ООО "Дорстрой", что не соответствует ч. 3 статьи 41 Закона о контрактной системе, п. 7.1 Контракта.
Кроме того, работы проводились до фактического выполнения работ, поскольку согласно ЕИС документ о приемке работ составлен 29.05.2023.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, 2023-6427 исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для включения ООО "Дорстрой" в реестр недобросоветсных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией Малиновского
муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, в отношении ООО "Дорстрой" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 4 августа 2023 г. N 64-221
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023