Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" о включении ИП Пономаревой Н.М. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823002746 "Поставка реагентов для бактериологической лаборатории",
УСТАНОВИЛА:
02.08.2023 ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ИП Пономаревой Н.М. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823002746 "Поставка реагентов для бактериологической лаборатории" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
11.04.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0860200000823002746 "Поставка реагентов для бактериологической лаборатории".
Заказчиком Аукциона является ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 193 010,65 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 NИЭА1 ИП Пономарева Н.М. (далее Поставщик, ИП) признана победителем Аукциона.
03.05.2023 между ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" и ИП Пономаревой Н.М. заключен контракт N 2746 на поставку реагентов для бактериологической лаборатории для нужд государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Балашовская районная больница".
В соответствии с п. 1.1. Контракта предметом Контракта является поставка реагентов для бактериологической лаборатории (далее - Товар) для нужд ГУЗ СО
"БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Поставщик обязуется поставить, а Заказчик - принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена которого определяются в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта
Согласно п. 1.4.Контракта срок поставки Товара с даты заключения контракта по 03.05.2023 г, в один этап. Поставка товара производится с 9.00 часов до 15.00 часов в рабочие дни Заказчика (с понедельника по пятницу). Поставщик за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет Заказчику уведомление о времени поставки Товара в Место поставки.
Пунктом 4.1.1. Контракта установлено, что Поставщик обязуется поставить Товар, указанный в пункте 1.1. Контракта надлежащего качества в соответствии со Спецификацией к Контракту и не позднее срока поставки, указанного в п.1.4. Контракта.
Согласно п. 6.1. Контракта в случае просрочки исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту, Стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В соответствии с п. 8.8. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в том числе, но не ограничиваясь, в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству Товара, аименно обнаружения Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика одоукомплектовании Товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
21.07.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое 21.07.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 21.07.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 01.08.2023.
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе было принято в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных Контрактом.
Из пояснений представителя ИП Пономаревой Н.М. следует, что до подписания контракта ИП Пономарева Н.М. по счету N Ф-03592 от 24.04.2023 перечислила денежные средства на расчётный счет ООО "Фарма Групп" за поставку, в том числе, множественных видов аэробных грамположительных бактерий определения изолята культуры ИВД, в виде набора.
После перечисления денежных средств от ООО "Фарма Групп" в адрес ИП Пономарева Н.М. поступило письмо о том, что продукция, оплаченная по счету N Ф-03592 поступит на склад до 26.05.2023.
03.05.2023 ИП Пономарева Н.М. направила в адрес Заказчика письмо о полученной от ООО "Фарма Групп" информации и обязательствами поставить товар до 26.05.2023.
26.05.2023 в адрес ИП Пономаревой Н.М. поступило письмо от поставщика о задержке поставки реагентов в связи со сложившейся ситуацией и затруднениями доставки импортного товара, обусловленной логистическими трудностями.
В связи с полученной информацией, ИП Пономарева Н.М. направила в адрес ГУЗ СО "Балашовская районная больница" письмо о задержке поставки товара по независящим от нее обстоятельствам 26.05.2023 г. N 190/1, однако обратной связи не получила.
Помимо импортного товара, в рамках исполнения Контракта поставке подлежал товар российского происхождения, а именно: множественные виды
Enterobacteriaceaeопределение изолята культуры ИВД, набор и
Множественные виды бактерий Staphybcoccus spp. определение изолята культуры ИВД, набор, которые на момент заключения контракта имелись в наличии у ИП Пономаревой Н.М. так как, условиями контракта предусмотрено, что весь объем товара должен был быть поставлен в один этап, поставщик ожидал поставки реагентов от ООО "Фарма Групп".
ИП Пономарева Н.М. осознавая всю степень ответственности, а так же потребность Заказчика в реагентах, при поступлении товара от поставщика сразу же отгрузила его в адрес ГУЗ СО "Балашовская районная больница", разместив на площадке документ о приемке.
В свою очередь, Заказчик поставку товара отклонил и не принял товар, отгруженный ИП Пономаревой Н.М. по причине нарушение срока поставки товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут
быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Однократное нарушение ИП Пономаревой Н.М. срока поставки товара не может считаться существенным нарушением условий Контракта.
При этом в случае ненадлежащего исполнения Поставщиком условий Контракта в части нарушения сроков поставки законодательством о контрактной системе и положениями Контракта предусмотрено применение к ИП Пономаревой Н.М. гражданско-правовых санкций в виде взыскания неустойки, что является в данном случае мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов Заказчика.
В соответствии с п. 10.1. Контракта все споры и разногласия, которые могут возникнуть в ходе исполнения Контракта, будут разрешаться путем переговоров и направления Стороне претензии.
Так, Заказчиком в нарушение п. 10.1 Контракта не соблюден претензионный прядок разрешения споров и разногласий.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ИП Пономаревой Н.М. от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ИП Пономаревой Н.М. от исполнения контракта.
от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" в отношении ИП Пономаревой Н.М. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 8 августа 2023 г. N 64-225
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023