Резолютивная часть объявлена 08 августа 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 11 августа 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии директора Общества с ограниченной ответственностью "Новолайт" (далее - ООО "Новолайт") <...> (личность удостоверена), представителя ООО "Новолайт" <...> (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствии представителей заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска) (поступило ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей вх.4015-ЭП/23 от 08.08.2023), уведомленных в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/2349157120, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/2697/23 от 03.08.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Новолайт" (адрес: 630049, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр-кт Красный, д. 163/2, помещ. 1; ИНН 5402001839), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 02.08.2023 г. (вх. N3898-ЭП/23) поступило обращение заказчика - Комитета ЖКХ г. Курска о включении сведений в отношении ООО "Новолайт" (адрес: 630049, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр-кт Красный, д. 163/2, помещ. 1; ИНН 5402001839) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N0344300069023000173 от 17.05.2023 по предмету: "Капитальный ремонт сети наружного освещения по ул. Куйбышева, ул. 1-я Щигровская" (реестровый номер контракта 34629050300 23 000021).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
14.04.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0344300069023000173 для нужд заказчика по предмету: "Капитальный ремонт сети наружного освещения по ул. Куйбышева, ул. 1-я Щигровская", проект контракта, ИКЗ:233462905030046320100100260264321243.
Начальная (максимальная) цена контракта - 839 240 руб. 28 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2023 NИЭОК1, победителем закупки было признано ООО "Новолайт" (идентификационный номер заявки K-98048).
В силу ч.4 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
10.03.2023 г. по результатам электронного конкурса между заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска и ООО "Новолайт" был заключён контракт N0344300069023000173 от 17.05.2023 по предмету: "Капитальный ремонт сети наружного освещения по ул. Куйбышева, ул. 1-я Щигровская" (реестровый номер контракта 34629050300 23 000021).
Пунктом 3.1. Контракта определено: "Календарные сроки выполнения работ определены сторонами:
Начало работ: со дня заключения контракта.
Сроки выполнения работ: в течение 30 дней со дня заключения муниципального контракта".
29.05.2023 ООО "Новолайт" направило в адрес Заказчика письмо N067 от 29.05.2023 о согласовании эквивалентного материала производства ООО "СВТ" г. Санкт- Петербург в связи с тем, что в заявке Подрядчика было предложено использовать эквивалент светильникам, указанным в смете к контракту
01.06.2023 ООО "Новолайт" повторно направлено заказчику письмо N077 от 01.06.2023 о согласовании светильников.
01.06.2023 в адрес Подрядчика Заказчиком был направлен ответ N5596/02.1.05-20 от 01.06.2023 с отказом в согласовании предлагаемых ООО "Новолайт" эквивалентных светильников в связи с тем, что представленные Подрядчиком характеристики являются улучшенными не по всем позициям, а именно - световой поток прибора светильников представленный в эквивалентных светильниках хуже чем в подписанном локальном сметном расчете к контракту.
Из документов, представленных в материалы дела следует, что 31.05.2023 ООО "Новолайт" направило в адрес Заказчика письмо N072 от 31.05.2023 о согласовании кронштейнов, в связи с тем, что указанный материал Заказчика не имеет крепление к опоре и не совместим с опорами, ранее установленными на объекте Заказчика.
09.06.2023 в адрес ООО "Новолайт" от Заказчика поступил ответ N5874/02.1.05-20 от 09.06.2023 о согласовании кронштейнов.
23.06.2023 ООО "Новолайт" направило в адрес Комитета ЖКХ г. Курска письмо N094 от 23.06.2023 о повторном согласовании кронштейнов, по причине отсутствия в наличии кронштейнов, согласованных с Заказчиком ранее.
23.06.2023 Подрядчик в т.ч. направил в адрес Заказчика уведомление по вопросу отказа Комитета ЖКХ г. Курска в согласовании светильников.
03.07.2023 в адрес ООО "Новолайт" от Заказчика поступило письмо N6785/02.1.05-20 от 03.07.2023 с ответом Заказчика о согласовании кронштейнов.
03.07. 2023 в адрес Подрядчика поступил с ответ Заказчика N6790/02.1.05-20, в котором было указано на то, что "Комитет может согласовать представленный Вами эквивалентный светильник компании "СВТ" SVT-STR-MPRO-32W-C взамен U35-14-ML-T6-35-CG-65-L00-K, предусмотренного подписанным локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту сети наружного освещения по ул. Куйбышева, ул. 1-я Щигровская).
По остальным эквивалентным светильникам предложенных Вами, представленные характеристики являются улучшенными не по всем позициям, а именно - световой поток прибора светильников хуже, чем у светильников указанных в подписанном локальном сметном расчете".
04.07.2023 Комитетом ЖКХ г. Курска в адрес Подрядчика была направлена претензия N6871/02.1.05-20 от 04.07.2023, в которой заказчик указал на срок завершения выполнения работ "не позднее 14.07.2023".
05.07.2023 Подрядчик направил в адрес Комитета ЖКХ г. Курска письмо N104 от 05.07.2023, в котором просил согласовать светодиодные светильники SVT-STR-MPRO-32W-С, SVT-STR-MPRO-80W-C, SVT-STR-MPRO-120W-C применяемые при выполнении работ, которые являются улучшенными по сравнению с качеством светильников уличных GM, указанными в документации закупки.
11.07.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Новолайт" письмо, в котором указал на то, что может согласовывать представленные эквивалентные светильники компании "СВТ" SVT-STR-MPRO-32W-C, SVT-STR-MPRO-80W-C, SVT-STR-MPRO-120W-C взамен U35-14-ML-T6-35-CG-65-L00-K, U100-42-TE-97-CG-65-L00-K, U140-63-TE-145-CG-65-L00-K соответственно, предусмотренных подписанным локальным сметным расчетом" (Приложение N2 к муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту сети наружного освещения по ул. Куйбышева, ул. 1-я Щигровская) после официального предоставления актуальных характеристик светильников компании ООО "СВТ".
Комитетом ЖКХ г. Курска в связи с неисполнением условий Контракта, 17.07.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.07.2023 в адрес ООО "Новолайт" поступило письмо Заказчика N7641/02.1.05-20 от 21.07.2023 с отказом в согласовании светильников SVT-STRMPRO-32W-С вместо U35-14-ML-T6-35-CG-65-L00-K и SVT-STR-MPRO-48W-C вместо U65-28-ML-T6-71-CG-65-L00-K, которые ранее уже были согласованы.
24.07.2023 ООО "Новолайт" в адрес Комитета ЖКХ г. Курска направило письмо N115 от 24.07.2023, в котором просило не расторгать Контракт и сообщило обстоятельства, которые повлекли за собой нарушение срока исполнения контракта: "В виду того, что 8 из 9 источников технические параметры идентичны и 1 источник предлагал завышенные требования, Подрядчиком, были запрошены паспорта и коммерческие предложения на светильники у производителя/продавца ООО ГрадМастер, которые имели расхождения по документам не только по важным показателям: потребляемая мощность, световой поток и диапазон рабочей температуре, но и по форме и облику светильника и другим показателям.
Для определения параметров светильников совместно с Заказчиком потребовалось время, данное обстоятельство повлияло на срок исполнения Контракта.
Кроме того, на объект отсутствовала схема места проведения капитального ремонта, в связи с чем на для определения места выполнения работ потребовалось время, что также повлияло на срок исполнения Контракта". Кроме того, в своем письме Общество обязалось выполнить весь объем работ до 01.08.2023 г.
ООО "Новолайт" в своих устных и письменных пояснениях, представленных в материалы дела просило учесть, что "Заказчик на согласование светильников ответ направил 11.07.23, но требовалось время на изготовление светильников и доставку их до г. Курска.
Также письмами N080 от 02.06.23г и N113 от 19.07.23 г. Подрядчик запрашивал информацию схему мест проведения демонтажа опор и установки новых опор, но ответ в адрес Подрядчика так и не поступил.
В письме N115 от 24.07.2023 г. к Заказчику Подрядчик также выразит желание исполнить Контракт и не расторгать. Подрядчик планировал выполнить весь объем работ до 01.08 2023 г.
Учитывая проливные дожди в последние июльские дни, работы были выполнены в полном
объеме 07.08.2023 г.
Данные обстоятельства не только повлияли на срок исполнения Контракта, но и поставило под угрозу срыва исполнения Контракта".
Таким образом, между Заказчиком и Подрядчиком при исполнении контракта выявились причины, из которых следует, что ООО "Новолайт" принял меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".
Частью 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено с использованием единой информационной системы 17.07.2023, получено Исполнителем - 17.07.2023.
Следовательно, датой поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 17.07.2023 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 28.07.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается, что подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Новолайт" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представила иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Учитывая, что материалами дела подтверждается нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения подпунктов пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "Новолайт" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Новолайт" (адрес: 630049, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр-кт Красный, д. 163/2, помещ. 1; ИНН 5402001839) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 августа 2023 г. N РНП-46-763
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023