Резолютивная часть объявлена 08 августа 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 11 августа 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Волкова М.В. Басова А.Ю. Ефремов Д.С. |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в прису представителей заказчика - Администрации Горшеченского района Курской области Карцевой И.А. (по доверенности, личность удостоверена), Ерёменко Н.В, (по доверенности, личность удостоверена), Белозерова М.И. (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Металлагро" (далее - ООО "Металлагро"), уведомленных в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7552148477, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/2678/23 от 02.08.2023 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Администрацией Горшеченского района Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Металлагро" (адрес: 308036, Россия, Белгородская обл., город Белгород, ул. Конева, д. 2, помещ. 21; ИНН: 3123452588), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 01.08.2023 г. (вх. N3895-ЭП/23) поступило обращение заказчика - Администрации Горшеченского района Курской области о включении сведений в отношении ООО "Металлагро" (адрес: 308036, Россия, Белгородская обл., город Белгород, ул. Конева, д. 2, помещ. 21; ИНН: 3123452588) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N1/2023 от 16.03.2023 по предмету: "Выполнение работ по строительству объекта: "Многофункциональная спортивная площадка в с. Болото Горшеченского района Курской области" (ИКЗ:233460400437246040100100150014299414).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
16.03.2023 г. между заказчиком - Администрацией Горшеченского района Курской области и ООО "Металлагро" был заключён Контракт N1/2023 от 16.03.2023 по предмету: "Выполнение работ по строительству объекта: "Многофункциональная спортивная площадка в с. Болото Горшеченского района Курской области" на сумму 16 637 161 руб. 63 коп. (далее - Контракт).
Согласно пункту 3.1. Контракта: "Датой начала работ по Контракту - 15 мая 2023 г., выполнение работ - согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2)".
Пунктом 3.2. Контракта установлено: "Дата окончания работ по Контракту - 15 июля 2023 г."
Из документов, представленных в материалы дела Администрацией Горшеченского района Курской области следует, что "В соответствия с дополнительным соглашением от 06.04.2023 года N1 к муниципальному контракту от 16.03.2023 года N1/2023 Заказчик перечислил в адрес Подрядчика сумму аванса в размере 4 991 148 (четыре миллиона девятьсот девяносто одна тысяча сто сорок восемь) рублей 48 коп., что подтверждается платёжными поручениями от 03.05.2023 г. N58691 и от 05.05.2023 N86293.
Между тем Подрядчик свои обязательства по Контракту не исполнил".
28.06.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Металлагро" исходящий N01-27/2198 от 28.06.2023, в котором указал, что "Срок сдачи объекта по муниципальному контракту на основании статьи 3 п. 3.2 - 15 июля 2023 года. Объем работ в настоящее время не превышает 5% от общего объема работ. Рабочих и техники на объекте нет уже две недели. В связи с тем, что объект явно не будет сдан вовремя, а продлевать срок строительства у заказчика нет оснований, Вам будут начисляться пени за срыв сроков выполнения контракта до момента ввода объекта в эксплуатацию".
14.07.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N01-27/2397 от 14.07.2023, согласно которому "по состоянию на 13 июля 2023 года строительные работы выполнены лишь на 5%".
18.07.2023 Администрация Горшеченского района Курской области направила в адрес Общества письмо, в котором предложило расторгнуть муниципальный контракт по соглашению сторон. Кроме того, в вышеуказанном исходящем Заказчик сообщил, что "21.07.2023 г. на строительной площадке Объекта будет присутствовать представитель строительного контроля для принятия выполненных работ, если такие имеются.
В случае, если Вами имеются намерения сдать выполненные работы, Baм необходимо к обозначенному сроку (21.07.2023 г.) предоставить заказчику акты выполненных работ и исполнительную документацию в полном объеме, согласно муниципального контракта".
По состоянию на дату 21.07.2023 ООО "Металлагро" обязательства по контракту исполнены не были, в связи с чем Администрации Горшеченского района Курской области 21.07.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.07.2023 Заказчик направил в адрес Общества Требование о возврате Заказчику неосновательно приобретенные 4 991 148 (четыре миллиона девятьсот девяносто одна тысяча сто сорок восемь) рублей 48 коп.
26.07.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, в котором просило отменить принятое 21.07.2023 решение об одностороннем отказе, а также просило согласовать срок окончания работ до 15.09.2023.
27.07.2023 Администрацией Горшеченского района Курской области было направлено в адрес ООО "Металлагро" письмо, в котором Заказчик указал Обществу причины, по которым выполненные работы по Контракту не могут быть приняты: "в системе ЕИС Вами загружены документы на сумму 2 199 748,78 руб., что вдет в разрез с теми документами которые Вы передали в управление строительства, архитектуры, ЖКХ, земельных имущественных правоотношений, охраны окружающей среды, транспорта и связи Администрации Горшеченского района. При этом, какие-либо документы подтверждающие выполнение отсутствуют.
На основании вышеизложенного ни один из документов формы КС-2 и КС-3 не может быть подписан из-за некачественного производства работ и несоответствия проектного решения".
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. Контракта: "Заказчик вправо в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Контракт или обратиться в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении настоящего Контракта, а также уплаты неустойки, установленной ст.7 настоящего Контракта в следующих случаях".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено с использованием единой информационной системы - 21.07.2023.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 21.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 01.08.2023 г.
ООО "Металлагро" не предприняло ни действий, ни мер, направленных на исполнение условий Контракта в течении 10 дней предоставленных ему по закону, т.е. до вступления в силу решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта. Обратного в материалы дела ни Заказчиком, ни ООО "Металлагро" представлено не было.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.В соответствии с Информационным письмом Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N417" если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
в частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления N 1078 к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц; иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Следовательно, невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
ООО "Металлагро" в материалы дела, а также на заседании Комиссии не представлены:
- информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта как это предусмотрено абз. 2 пп. "в" п. 15 Правил;
- информация и документы, в соответствии с которыми надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера), как это предусмотрено абз. 3 пп. "в" п. 15 Правил и Информационным письмом Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N417".
Как подтверждается материалами настоящего дела, Заказчиком соблюдены требования к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его ООО "Металлагро" и размещению в ЕИС, подтверждены факты существенного нарушения Поставщиком условий Контракта.
При этом, в материалах дела отсутствуют документы и сведения, подтверждающие невозможность надлежащего исполнения условий Контракта, как это предусмотрено абз. 2, 3 пп "в" п. 5 Правил, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для отказа во включении сведений в РНП.
В силу подпункта "а" п.13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. N60, в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о расторжении контракта:
а) информация и документы о расторжении контракта:
соглашение о расторжении контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
вступившее в силу решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
решение суда о расторжении контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты или информация о таком решении с указанием адреса страницы официального сайта в сети "Интернет", на которой размещено такое решение;
дата расторжения контракта, дата вступления в силу решения суда о расторжении контракта;
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пп. "а" п.13 Правил орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно пп. "б" п.13 Правил орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представители ООО "Металлагро" на заседание комиссии Курского УФАС России не явились, документов и сведений в материалы дела Общество не представило. ООО "Металлагро" уведомлено надлежащим образом посредством ЕИС, в т.ч. дополнительно по адресу электронной почты, указанному в контракте (manucharufnarthur.73@gmail.com).
Согласно ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При таких обстоятельствах, материалами настоящего дела и результатами внеплановой проверки подтверждается факт существенного нарушения Подрядчиком условий контракта, что является подтверждением недобросовестного поведения ООО "Металлагро", и, следовательно, является основанием для включения сведений в РНП, как предусмотрено п.13 Правил.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Включить информацию, представленную заказчиком - Администрацией Горшеченского района Курской области, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Металлагро" (адрес: 308036, Россия, Белгородская обл., город Белгород, ул. Конева, д. 2, помещ. 21; ИНН: 3123452588) и директора Общества с ограниченной ответственностью "Металлагро" Манучаряна Артура Викторовича (ИНН 312336270507).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Волкова
Члены Комиссии А.Ю. Басова
Д.С. Ефремов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 августа 2023 г. N РНП-46-762
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023