Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя МА МО поселок Шушары (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "СК АТОМ" (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19711-ЭП/23 от 31.07.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Муниципального образования поселок Шушары и поставку товаров при выполнении таких работ (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 14.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172300005423000074. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 613 180, 44 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления неисполнимых сроков для выполнения закупаемых работ, а также в установлении ненадлежащих требований к периоду выполнения закупаемых работ, которые, по мнению Заявителя, противоречат требованиям трудового законодательства, а также в установлении общих требований к закупаемым работам, не позволяющим их конкретизировать.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого конкурса.
В частности, Заказчиком в соответствии нормами Закона о контрактной системе определено место выполнения работ: г. Санкт-Петербург, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга поселок Шушары по адресам:
- Санкт-Петербург, пос. Шушары, ЖР Славянка, Колпинское ш. д. 8, стр. 1;
- Санкт-Петербург, пос. Шушары, ЖР Славянка, Колпинское шоссе, участок 79, кад. N 78:42:0018304:106 (частично); Колпинское шоссе, участок 45, кад. N 78:42:0018304:134 (частично); Ростовская улица, дом 6, корпус 7, литера А, кад. N 78:42:0018304:46; Колпинское шоссе, участок 47, (квартал I), кад. N 78:42:0018304:135 (частично); Колпинское шоссе, участок 30, кад. N 78:42:0018304:101 (частично); Колпинское шоссе, участок 46, кад. N 78:42:0018304:138 (частично); Колпинское шоссе, участок 48, кад. N 78:42:0018304:136 (частично); Полоцкая улица, дом 16, корпус 2, литера А, кад. N 78:42:0018304:48 (частично).
Также в составе указанной части извещения Заказчиком определены, в том числе, следующие требования к процессу выполнения работ:
Работы должны выполняться, соблюдая требования по допустимому уровню звукового давления, уровню звука, эквивалентным и максимальным уровням звука проникающего шума в помещения жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки, установленных санитарными нормами и правилами.
Выполнение работ с 22:00 до 8:00 часов (время московское), а также с 8:00 до 12:00 часов (время московское) в выходные и нерабочие общегосударственные праздничные дни - не допускается.
Заказчиком помимо прочего определены требования к порядку выполнения работ, в частности, Заказчиком установлено, что:
Подрядчик должен обеспечить бесперебойную устойчивую мобильную телефонную связь, а также связь по электронной почте со своим представителем, ответственным за ходом выполнения работ по Контракту.
Представитель Подрядчика в течение двух часов с момента уведомления Заказчиком должен явиться по указанному адресу для решения вопросов, связанных с выполнением работ.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что вышеприведенные положения извещения в их взаимосвязи друг с другом не позволяют осуществить качественное выполнение работ с достижением необходимого Заказчику результата, более того, Заявитель полагает, что требование о необходимости явки представителя подрядчика не только не влияет на качество работ, но и является условием давления на подрядчика с целью возможного расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков при неисполнении указанного условия.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушении указанной нормы Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в извещении требования не обусловлены необходимостью удовлетворения потребности Заказчика и приведут к закупкам товаров и работ, которые имеют избыточные потребительские свойства.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что, устанавливая те или иные требования к организации закупаемых работ, Заказчик не может и не должен исходить из внутреннего трудового распорядка участников закупки, а участник закупки с учетом положений извещения в случае его согласия участия в закупке должен организовать и обеспечить трудовой распорядок таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить права работников, а, с другой стороны, выполнить установленные Заказчиком условия выполнения работ.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК АТОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 августа 2023 г. N 44-3244/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023