Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПБ ГБПОУ "Колледж "Красносельский" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19695-ЭП/23 от 31.07.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся в СПб ГБПОУ "Колледж "Красносельский" в 2023 году (извещение N 0372200268223000013) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200268223000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 341 407,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Исходя из совокупности положений п.п. 3 и 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также пункта 2 Положения, извещение о проведении закупки должно содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет членам комиссии по осуществлению закупок присвоить баллы заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. Порядок оценки заявок должен позволять присвоить баллы заявкам (частям заявок) с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки информацией и документами в заявке (в частях заявки).
В соответствии с п. 7 Положения в случае оценки по критерию оценки в соответствии с Положением 2 и более видов расходов (в Законе о контрактной системе - расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ), характеристик объекта закупки (в Законе о контрактной системе - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки), характеристик квалификации участников закупки (в Законе о контрактной системе - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации):
а) применяются показатели оценки;
б) в отношении каждого показателя оценки устанавливается значимость показателя оценки. Сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки "характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки":
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Пунктом 26 Положения установлено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V Положения в порядке, установленном пунктами 20 - 23 Положения.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п.п. 17-19 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно п.п. 22-23 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно п. 30 Положения в случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Во исполнение вышеперечисленных норм Заказчиком размещен документ, предусмотренный приложением N 1 к Положению (Приложение N 4 к извещению об электронном конкурсе - "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе"). Так, пунктом 3 раздела II Приложения N 4 к извещению о проведении закупки определено, что в рамках критерия оценки "Квалификация" (значимость 10%) установлен в том числе показатель "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость 50%), в рамках которого, в свою очередь, предусмотрен показатель оценки, детализирующий показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - "характеристика квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс)" (значимость 100%).
Пунктом 3.2 раздела III Приложения N 4 к извещению об электронном конкурсе установлены положения о применении показателя оценки, детализирующего показателя оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - "характеристика квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс)", а именно:
"Для оценки по характеристике квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс)) показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлены:
1) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по характеристике квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс)) показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки: не менее трех специалистов в должности "заведующий производством" (или аналогичной по обязанностям, ответственности и квалификации должности); не менее шести специалистов в должности "повар", имеющих разряд повара не ниже четвертого (или аналогичной по обязанностям, ответственности и квалификации должности);
2) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в подпункте 1) настоящего пункта:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации)*(1).
Значение количества баллов по характеристике квалификации участников закупки N 1 показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики квалификации участников закупки N 1 показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии у участника закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс |
100 баллов |
Отсутствие у участника закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс |
0 баллов |
В рамках характеристики квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс) показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" под "Предложением о наличии у участника закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс" понимается предоставление в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки специалистов и иных работников, их квалификацию, в объеме, установленном в настоящем пункте (настоящем порядке оценки), в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемые сведения (документы) признаются, как "Отсутствие у участника закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс".".
Таким образом, во исполнение п. 4. ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и Положения Заказчиком в рамках характеристики квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс) показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "квалификация" установлены перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки, и перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", что является информацией и документами участников закупки, на основании которых членам комиссии по осуществлению закупки необходимо присвоить баллы по указанной характеристике в соответствии с установленной шкалой оценки, а также установлена шкала оценки заявок по установленному показателю, в соответствии с которой данные баллы и присваиваются.
Установленный в извещении о проведении закупки порядок оценки заявок по характеристике квалификации участников закупки N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при оказании услуг по контракту(-ам), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс) показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "квалификация" соответствует Закону о контрактной системе и Положению.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Документы, подтверждающие наличие высшего/среднего профессионального образования, позволяющего работать в занимаемой должности в соответствии с профессиональными стандартами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 августа 2023 г. N 44-3253/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023