Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчик):
ООО "Технология Систем Безопасности" (далее - Заявитель): рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19707-ЭП/23 от 31.07.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса инженерных систем, сетей и лифтового оборудования, а также комплексных систем обеспечения безопасности объектов (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.06.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100029923000306. Начальная (максимальная) цена контракта - 77 400 000, 05 рублей.
В жалобе ООО "Технология Систем Безопасности" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения:
Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Пунктом 22 Положения предусмотрено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки, Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Для оценки заявок по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" применяется характеристика N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ), установлен перечень свойств, подлежащих оценке: наличие предложения участника закупки в отношении организационно-технических мероприятий, применяемых в целях выполнения работ (оказания услуг) (свойство 1); наличие предложения участника закупки в отношении обеспечения надлежащей технологии управления системой качества (свойство 2); наличие предложения участника закупки в отношении контроля качества выполнения работ (оказания услуг), применяемого в целях выполнения работ (оказания услуг) (свойство 3). В рамках свойства 1 указывается комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого результата с указанием, в том числе, последовательности операций, режима работы, срока выполнения работ (оказания услуг) в отношении соответствующего вида выполнения работ (оказания услуг), мероприятия по соблюдению пожарной безопасности, мероприятия по охране труда (правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, а также мероприятия, основанные на принципах обеспечения безопасности труда: предупреждение и профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников) во исполнение требований действующего законодательства РФ. В рамках свойства 2 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя, в том числе: основные функции управления системой качества; сведения о лицах ответственных за обеспечение охраны труда, в том числе, перечень обязанностей, возлагаемых на указанных лиц; основные направления в области охраны труда в организации; обязательства для достижения целей в области охраны труда; инструкции по охране труда с указанием общих требований охраны труда, требований охраны труда до начала работы, охраны труда во время работы, охраны труда после окончания работы; сведения о лицах, уполномоченных совершать проверку объектов. В рамках свойства N 3 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ (оказании услуг), указанных заказчиком, методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков). Оценка установленной характеристики N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ) в соответствии с установленной шкалой оценки по показателю оценки производится исходя из наличия или отсутствия определенных свойств в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по детализирующему показателю, умноженного на значимость детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Оценка заявок по показателю осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки. Под наличием характеристики N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ), понимается представление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг).*(1) Под отсутствием характеристики N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ), понимается непредставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) или несоответствие такого предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ требованиям извещения о проведении закупки, требованиям действующего законодательства РФ.*(2) Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ готовится участником закупки с учетом его технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ. В случае указания методов контроля за устранением недостатков при выполнении работ (оказании услуг), указанных заказчиком, участнику необходимо указать минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ (оказании услуг) по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. При оценке заявок по показателю оценки не производится переоценка предложения, сравнение его с предложениями иных участников закупки, баллы начисляются за фактическое представление или непредставление предложения в отношении показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" вне зависимости от степени детализации представленных сведений. В случае указания методов по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, участнику необходимо указать мероприятия по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте при выполнении работ (оказании услуг), а также срок (период) исполнения таких мероприятий при выполнении работ (оказании услуг): конкретный срок и/или периодичность исполнения мероприятий. Участник закупки вправе в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ представить информацию о том, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами. В случае указания методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), участнику необходимо описать контроль за реализацией мероприятий по охране труда, мероприятий по обращению с отходами, мероприятий по охране окружающей среды. В случае, если участником конкурса в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ указывается, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами, и участником закупки не делается предложение в отношении установленного в извещении перечня свойств по видам выполнения работ (оказания услуг), то соответствующее предложение признается не представленным участником закупки. В случае указания какого-либо контроля участнику необходимо указать функции такого контроля, периодичность такого контроля, порядок осуществления такого контроля, и лицо (группу лиц), осуществляющих такой контроль. Непредставление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ, соответствующего требованиям настоящего извещения о проведении закупки, трактуется как отсутствие характеристики объекта закупки. В случае указания методов контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков), участнику необходимо указать способы, описать процесс их применения в отношении каждого специалиста (сотрудника) отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, выявленных при контроле за действиями специалистов (сотрудников), которые будут задействованы при исполнении контракта и недопущению их повторного возникновения, с описанием видов ответственности (санкций), случаев их применения и процесса их применения к каждому специалисту (сотруднику) отдельно из числа специалистов (сотрудников), которые будут задействованы во время исполнения контракта. Описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении каждого свойства по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" по всем видам выполнения работ (оказания услуг), предлагаемое участником закупки в составе заявки не должно противоречить извещению о закупке, должно быть представлено в отношении перечня свойств, которые должны соответствовать требованию взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу с учетом необходимости достижения требуемого результата при выполнении работ (оказании услуг). В случае указания сведений о каком-либо локальном нормативном акте/внутреннем документе, принятом участником, участнику следует указать реквизиты такого локального нормативного акта/внутреннего документа: номер (при наличии), дату принятия, наименование документа (при наличии). При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) по всем видам выполнения работ (оказания услуг) от участника закупки не требуется повторять требования извещения о закупке, и/или положения нормативной документации, предполагается представление предложения в отношении качественных характеристик объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ. Заявка может содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Оценка заявки участника закупки по характеристике N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ" по видам выполнения работ (оказания услуг), установленным в п.4.1. Описания объекта закупки в виде рекомендуемой таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ". В случае, если все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, установленными в Извещении, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в таблице 1:
"Участник закупки предлагает выполнить работы (оказать услуги), являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении и приложениям к нему, и в соответствии с нормативными документами".
Таблица 1
"Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ"
Участник закупки предлагает выполнить работы (оказать услуги), являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
N строки |
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
Строка 1 |
|
|
|
|
Строка 2 |
|
|
|
|
Строка 3 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
Порядок предоставления сведений в виде таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ"*(3): в графе 1 каждой строки указывается наименование вида выполнения работ (оказания услуг); в графе 2 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 1 в рамках вида работ, указанного в графе 1 соответствующей строки; в графе 3 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 2 в рамках вида работ, указанного в графе 1 соответствующей строки; в графе 4 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 3 в рамках вида работ, указанного в графе 1 соответствующей строки
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике. Спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки в рамках рассматриваемого критерия.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя о несоответствии установленного Заказчиком порядка оценки заявок по нестоимостному критерию является необоснованным.
2. Относительно утверждения подателя жалобы о том, что Заказчиком установлено непредусмотренное Законом требование к участникам закупки в рамках критерия "Квалификация участника закупки", Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно извещению о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок в отношении указанного показателя:
Для оценки квалификации участников каждому из детализирующих показателей показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлена шкала оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в настоящем разделе, при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присваиваемых баллов".
Осуществляется оценка наличия у участников закупки специалистов согласно перечню детализирующих показателей.
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки:
- Специалист по эксплуатации гражданских зданий;
- Специалист по организации эксплуатации водопроводных и канализационных сетей;
- Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей;
- Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования;
- Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник);
- Механик по холодильной и вентиляционной технике;
- Специалист по эксплуатации лифтового оборудования;
- Монтажник слаботочных систем охраны и безопасности.
Перечень информации и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию у участника закупки:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами.
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Участнику следует также представить информацию о специалистах - реестр специалистов, который должен содержать следующую информацию: сведения о наименовании должности специалиста, номер и дату диплома об образовании, об опыте практической работы (стаж работы), о регистрационных номерах удостоверений и свидетельств, указанных ниже и подтверждающих документах для каждого специалиста.
Баллы начисляются в случае, если заявка содержит все предусмотренные по показателю подтверждающие документы и информацию, если их предоставление является обязательным. Все предоставляемые в рамках показателя подтверждающие документы должны предоставляться в форме электронных документов или в форме электронных образов полных бумажных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру.
В случае не предоставления какого-либо из перечисленных документов и/или информации (обязательных для предоставления) в отношении каждого из специалистов, комиссия не засчитывает наличие баллов по показателю.
Значение количества баллов характеристики квалификации участников N 1 (Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации) показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики квалификации участников N 1 (Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации) |
Количество присваиваемых баллов |
Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
100 баллов |
Отсутствие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
0 баллов |
Требования к уровню квалификации "Специалиста по эксплуатации гражданских зданий".
высшее образование - магистратура или высшее образование (непрофильное) - магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности, допуск к выполнению работ в электроустановках V группы по электробезопасности в электроустановках, допуск к выполнению работ на высоте 3 группы, дополнительное профессиональное образование по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам повышения квалификации, полученное не ранее чем за три года предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке (при наличии), опыт практической работы не менее пяти лет в области жилищно-коммунального хозяйства или эксплуатации гражданских зданий и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалистов: диплом (-ы) об образовании; свидетельства об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации; удостоверение (-ния) о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н); удостоверения о допуске к работам на высоте (приказ Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н).
Требования к уровню квалификации "Специалиста по организации эксплуатации водопроводных и канализационных сетей".
высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в сфере водоснабжения и водоотведения, строительства, инструктаж по охране труда, опыт практической работы не менее одного года в сфере жилищно-коммунального хозяйства и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалистов: диплом (-ы) об образовании; свидетельства об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации); удостоверение о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте (согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда")*(4).
Требования к уровню квалификации "Специалиста по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей".
высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в сфере теплоснабжения, инструктаж по охране труда, допуск к работам по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением в соответствии с требованиями Ростехнадзора, опыт практической работы в области эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей не менее одного года и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалистов: диплом (-ы) об образовании; свидетельства об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации); удостоверение о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте (согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"); удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности; протоколов аттестационной комиссии Ростехнадзора (в соответствии с пунктом 229 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 536).
Требования к уровню квалификации "Электромонтажника домовых электрических систем и оборудования".
профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), профессиональное обучение по утверждённым министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации (при наличии), допуск к выполнению работ в электроустановках V группы по электробезопасности в электроустановках, опыт практической работы не менее пяти лет в области производства электромонтажных работ для прошедших профессиональное обучение или не менее трех лет в области производства электромонтажных работ для получивших среднее профессиональное образование и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалиста: документы, подтверждающие наличие (профильного) образования; свидетельство об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации; удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н).
Требования к уровню квалификации "Специалиста по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)"".
высшее профессиональное образование - специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области эксплуатации радиоэлектронных средств, допуск к выполнению работ на высоте 3 группы, допуск к выполнению работ в электроустановках не ниже II группы по электробезопасности в электроустановках, обучение мерам пожарной безопасности, инструктаж по охране труда, опыт практической работы не менее трёх лет инженером-электроником и/или инженером по эксплуатации радиоэлектронных средств и/или электроником и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалиста: диплом об образовании; свидетельство об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации; удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н); удостоверение о допуске к работам на высоте (приказ Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н); документ, подтверждающий прохождение обучения мерам пожарной безопасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", согласно требованиям приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 и приказа МЧС России от 05.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" (утв. МЧС РФ); удостоверение о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте (согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда").
Требования к уровню квалификации "Механика по холодильной и вентиляционной технике".
общее среднее образование и профессиональное обучение - программы подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, профессиональное обучение по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации (при наличии), допуск к выполнению работ в не ниже III группы по электробезопасности в электроустановках, допуск к выполнению работ на высоте не ниже 2 группы, обучение мерам пожарной безопасности, инструктаж по охране труда, опыт практической работы не менее двух лет в области холодильной и вентиляционной техники и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалиста: документы, подтверждающие наличие (профильного) образования; свидетельство об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации; удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н); документ, подтверждающий прохождение обучения мерам пожарной безопасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", согласно требованиям приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 и приказа МЧС России от 05.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" (утв. МЧС РФ); удостоверение о допуске к работам на высоте (приказ Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н); удостоверение о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте (согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда").
Требования к уровню квалификации "Специалиста по эксплуатации лифтового оборудования".
среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, допуск к выполнению работ, допуск к выполнению работ в электроустановках не ниже II группы по электробезопасности в электроустановках, прохождение независимой оценки квалификации, опыт практической работы не менее одного года по монтажу и/или техническому обслуживанию и ремонту лифтов и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалиста: документы, подтверждающие наличие (профильного) образования; распорядительный акт организации о допуске к выполнению работ (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах); документы, подтверждающие прохождение независимой оценки квалификации (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах); удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н).
Требования к уровню квалификации "Монтажника слаботочных систем охраны и безопасности".
общее среднее образование и профессиональное обучение - программы подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), профессиональное обучение по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации (при наличии), допуск к выполнению работ в электроустановках не ниже III группы по электробезопасности в электроустановках, обучение мерам пожарной безопасности, инструктаж по охране труда, допуск к выполнению работ на высоте не ниже 1 группы, опыт практической работы не менее одного года в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности и представлены подтверждающие документы.
Документы, подтверждающие квалификацию специалиста: документы, подтверждающие наличие (профильного) образования; свидетельство об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации; удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н); документ, подтверждающий прохождение обучения мерам пожарной безопасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", согласно требованиям приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 и приказа МЧС России от 05.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" (утв. МЧС РФ); удостоверение о допуске к работам на высоте (приказ Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н); удостоверение о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте (согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда").
Определения понятиям "профессиональная переподготовка" и "повышение квалификации" даны в ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации и срок освоения программ профессиональной переподготовки определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе наделяет правом самостоятельно определять перечень документов, которые участник закупки должен представить для подтверждения квалификации, включая документы, подтверждающие наличие у участника закупки соответствующего персонала. При этом непредставление участниками закупки установленных Заказчиком документов и сведений по рассматриваемому критерию не может являться основанием для отклонения участника закупки.
Анализ вышеуказанного порядка оценки в обжалуемой Заявителем части свидетельствует о том, что указанная часть извещения не содержит излишние требования к участникам закупки, ограничивающее конкуренцию и противоречащие требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
3. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Также указанная статья Закона о контрактной системе предусматривает наличие в составе извещения требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению (п. 3 ч. 2).
В соответствии с п.п. о) п. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает в том числе единое требования к участникам закупки об отсутствии обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
Комиссия УФАС констатирует, что извещение о проведении рассматриваемой закупки содержит отличное от вышеприведённого требование к участникам закупки, а также не содержит требования о том, что участник закупки не является иностранным агентом, предусмотренного п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части извещение о проведении рассматриваемого конкурса не соответствует п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержит требования к участникам закупки, несоответствующие положениям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Кроме того, установленное Заказчиком требование о наличии в составе заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, не предусмотренным ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не соответствует положению п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технология Систем Безопасности" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 12 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) признается представленным в случае, если такое описание каждого вида выполнения работ (оказания услуг) содержит описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, и такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, соответствует положениям извещения о закупке.
*(2) Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) признается непредставленным в случае, если такое описание каждого вида выполнения работ (оказания услуг) не содержит описания выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, и/или такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении свойств, установленных в настоящем извещении, не соответствует положениям извещения.
*(3) В случае, если участник предоставляет предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ не в виде рекомендуемой таблицы 1, участник при формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки должен учитывать положения порядка предоставления сведений в части необходимости содержания соответствующих сведений, при этом, вся информация, содержащаяся в таком предложении о качественных характеристиках объекта закупки, должна быть представлена в структурированном виде: любая представленная информация, относящаяся к описанию какого-либо свойства объекта закупки, должна однозначно соотноситься с соответствующим свойством объекта закупки и видом выполнения работ (оказания услуг); в рамках описания одного свойства объекта закупки должна быть изложена информация, относящаяся только к этому свойству объекта закупки.
*(4) документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные до введения в действие нового порядка, определённого Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", действительны до окончания срока их действия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 августа 2023 г. N 44-3246/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023