Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова" МЧС России (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19843-ЭП/23 от 01.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса инженерных систем, сетей и лифтового оборудования, а также комплексных систем обеспечения безопасности объектов (извещение N 0372100029923000306) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.06.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100029923000306. Начальная (максимальная) цена контракта - 77 400 000,05 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 11 ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.2 Порядка "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Порядком баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п.2 Порядка в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N1 к Порядку, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с п.24 Порядка для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Порядком, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.26 Порядка оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Порядка для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В соответствии с п.30 Порядка в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Порядка, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Порядку, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Порядку, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Комиссией Управления установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит следующий порядок оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10% |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30% |
Признак N 1 "Наличие специалиста по эксплуатации гражданских зданий" |
15% |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии специалиста необходимой квалификации - 100 баллов; - отсутствие специалиста необходимой квалификации - 0 баллов. |
|
|
|
Признак N 2 "Наличие специалиста по организации эксплуатации водопроводных и канализационных сетей" |
15% |
|||
|
|
|
Признак N 3 "Наличие специалиста по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей |
15% |
|||
|
|
|
Признак N 4 Наличие электромонтажник домовых электрических систем и оборудования |
15% |
|||
|
|
|
Признак N 5 Наличие специалиста по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник) |
15% |
|||
|
|
|
Признак N 6 Наличие механика по холодильной и вентиляционной технике; |
15% |
|||
|
|
|
Признак N 7 Наличие монтажника слаботочных систем охраны и безопасности |
5% |
|||
|
|
|
Признак N 8 Наличие специалиста по эксплуатации лифтового оборудования; |
5% |
|||
|
Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
70% |
Техническое средство, предназначенное для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля |
6% |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии технического средства - 100 баллов; - отсутствие технического средства - 0 баллов. |
||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения динамических давлений воздушного потока и статических давлений в установившихся воздушных потоках |
6% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения полных давлений воздушного потока |
6% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения скорости направленного воздушного потока в трубопроводах и каналах вентиляционных устройств |
6% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения вакуумметрического и избыточного давлений воздуха |
6% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения перепада давлений |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения давления жидкости |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения интервалов времени с точностью до долей секунды |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения силы тока в амперах |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения значений сопротивлений |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения температуры воздуха |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для определения влажности воздуха |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения освещенности |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для исследования (наблюдения, записи, измерения) амплитудных и временных параметров электрического сигнала |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения уровня звука |
5% |
|||||
|
Техническое средство, предназначенное для измерения давления газа |
5% |
Комиссия Управления отмечает, что исходя из положений, регламентирующих формирование порядка оценки, установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, вместе с тем положения Закона о контрактной системе в совокупности с нормами Положения, не допускают возможности выбора Заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения.
Так, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п.23 Положения интервалами их изменений или используемой формулой.
Вместе с тем шкала, очевидно, должна обладать пропорциональным, то есть соразмерным, характером, но не произвольным.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.4 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2023 г. N 44-3285/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023