Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации муниципального образования Смольнинское (далее - Заказчик);
ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19664-ЭП/23 от 31.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на выполнение работ по уборке и санитарной очистке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения в границах муниципального образования Смольнинское в летний и зимний период (извещение N 0172300001923000023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по уборке и санитарной очистке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения в границах муниципального образования Смольнинское в летний и зимний период (извещение N 0172300001923000023) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 279 911,52 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 NИЗК1 победителем Запрос котировок признано ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 20к/23 от 14.06.2023 на сумму 4 437 700,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.2. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался выполнить работы по уборке и санитарной очистке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения в границах муниципального образования Смольнинское в летний и зимний период (далее - работы).
Согласно п. 4.2. Контракта условия и сроки выполнения работ:
Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 31.12.2023:
- летний период: с даты заключения Контракта по 15.10.2023.
- зимний период: с 16.10.2023 по 31.12.2023.
По условиям Контракта Подрядчик должен был приступить к работам 14.06.2023, однако после неоднократного поступления жалоб от жителей по вопросу качества уборки территории Заказчик был вынужден провести контрольные мероприятия.
19.06.2023 Комиссией был проведен визуальный осмотр территории зеленых насаждений общего пользования по адресам:
Санкт-Петербург, Невский пр., д. 150, 146, 136, 2 - я Советская ул., д. 25/2, Тверская ул., д. 15, 16, 18. 12/15 - всего 8 адресов.
В ходе осмотра территорий зафиксировано невыполнение работ по очистке урн, газонов и площадок от мусора, что подтверждается фотофиксацией.
20.06.2023 комиссией был проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений общего пользования по адресам: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 146, д.136, ул. Бонч-Бруевича, д. 3-5 - всего 3 адреса.
В ходе осмотра территорий зафиксировано невыполнение работ по очистке территорий, газонов и площадок от мусора, что подтверждается фотофиксацией.
21.06.2023 комиссией был проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений общего пользования по адресам: Санкт-Петербург. 2-я Советская улица, д. 25/2 лит. А, ул. Моисеенко, д. 15-1 7 - всего 2 адреса.
В ходе осмотра территорий зафиксировано невыполнение работ по очистке урн, газонов и площадок от мусора, что подтверждается фотофиксацией.
22.06.2023 комиссией был проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений общего пользования по адресам: Санкт-Петербург, 2-я Советская улица, д. 25/2 лит. А., Невский пр., д. 136 и 146, 9-я Советская ул., д. 21 - всего 4 адреса.
В ходе осмотра территорий зафиксировано невыполнение работ по очистке урн, газонов и площадок от мусора, что подтверждается фотофиксацией.
26.06.2023 комиссией был проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений общего пользования по адресам: Санкт-Петербург, Синопская наб. д. 30, Тверская ул., д. 16, д. 18, Кавалергардская ул., д. 30, Орловский пер., д. 5, Таврическая ул., д. 31, Тверская ул., д. 27-29, Смольный пр., д. 5, Тульская ул., д. 8. - всего 8 адресов.
В ходе осмотра территорий зафиксировано невыполнение работ по очистке территорий, газонов и площадок от мусора, что подтверждается фотофиксацией. Тогда же проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений общего пользования по адресам: Санкт-Петербург, Тульская ул., д. 9, ул. Бонч-Бруевича д. 3-5, ул. Красного Текстильщика, д. 9-1 1, ул. Моисеенко 4-6, ул. Моисеенко 15-17 - всего 5 адресов.
В ходе осмотра территорий также зафиксировано невыполнение работ по очистке территорий, газонов и площадок от мусора.
Таким образом, на 03.07.2023 выявлено 30 фактов отсутствия выполнения работ в рамках исполнения Контракта.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
11.07.2023 Подрядчик разместил в ЕИС Документ о приемке N 1 от 11.07.2023 на сумму 374 230, 07 рублей.
Согласно п. 5.4. Контракта, Заказчик осуществляет приемку результата выполненной работы (либо направляет Подрядчику в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке) в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня размещения Подрядчиком в ЕИС документа о приемке. Обязательным условием приемки Заказчиком результата выполненной работы является соответствие результата выполненных работ условиям Контракта.
Заказчиком был нарушен установленный Контрактом срок для приемки работ.
17.07.2023 Заказчиком в ЕИС было размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. 01-44-1395/23 от 13.07.2023), согласно которому Подрядчик должен был приступить к работам 14.06.2023, однако после неоднократного поступления жалоб от жителей по вопросу качества уборки территории Заказчик был вынужден провести контрольные мероприятия.
19.06.2023, 20.06.2023, 21.06.2023, 22.06.2023, 26.06.2023 комиссией Заказчика был проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений общего пользования, по итогам которых были выявлены нарушения.
Как указывает Заказчик, на 03.07.2023 выявлено 30 фактов отсутствия выполнения работ в рамках исполнения Контракта.
07.07.2023, 10.07.2023 комиссией был проведен визуальный осмотр территорий зеленых насаждений.
В ответ на Решение об одностороннем отказе Подрядчик направил Заказчику письмо, согласно которому:
27.07.2023 в системе Единой Информационной Системе (ЕИС) в адрес Подрядчика поступило Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из данного Решения Заказчика следует, что: "...исходя из изложенного подрядчик должен был приступить к работам 14.06.2023, однако после неоднократного поступления жалоб от жителей по вопросу качества уборки территории заказчик был вынужден провести контрольные мероприятия..........", однако с 14.07.2023, и по состоянию на 07.08.2023 документов в ЕИС о многочисленных нарушениях и жалоб в адрес Подрядчика не поступало.
Помимо этого, в адрес Подрядчика была выставлена Претензия об оплате штрафа от 10.11.2022 N п9 01-132201/22", где Заказчик установил срок для оплаты течении 7 дней. Подрядчик не видит возможности рассматривать, а тем более оспаривать штраф, выставленный в ноябре 2022 года, если Контракт заключен в июне 2023 года.
За весь период выполнения работ ни одного письменного запроса или подгруженного запроса в ЕИС не было.
Кроме того, п. 2.2.2. Контракта определено, что: "при обнаружении в ходе выполнения работ допущенных Подрядчиком недостатков работ, немедленно в письменной форме заявить об этом Подрядчику, назначив срок для устранения таких недостатков. Прямое указанные при обнаружении допущенных подрядчиком недостатков немедленно в письменной форме заявить об этом подрядчику".
В представленном Решении об одностороннем отказе Заказчик ссылается на то, что было 30 фактов нарушений, но при этом не одного предоставления в адрес Подрядчика направленно не было и только в Претензии от 05.07.2023 Заказчик ставит в известность и при этом сразу со штрафом, не дав предоставить данные о исправлении.
Согласно п. 2.4.5 Контракта Подрядчик обязан: "...исполнять, полученные в ходе исполнения обязательств по контракту указания Заказчика, в том числе в срок, установленный Заказчиком, безвозмездно устранять обнаруженные им недостатки работ". Согласно данному пункту, не имея ни одного указания от Заказчика об этих 30 нарушениях, не могли быть устраненными, и предоставлены вовремя материалы об устранении.
Подрядчик также обращает внимание, что согласно п. 5.5 Контракта ".... В случае отказа Заказчика от приемки результата выполненных работ в связи с существенными и неустранимыми недостатками Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки работ своими силами и за свой счет в сроки, установленные Заказчиком, и повторно предоставить Заказчику результат выполненных работ для приемки. Подрядчик не получил ни одного уведомления о выявленных нарушениях и, следовательно, не мог исправлять того, чего Подрядчику не предъявляли. Исходя из пункта 6.2. Контракта, Заказчик несет ответственность за неисполнение и (или) несвоевременное исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом.
Опираясь на положение 5.5.1. Контракта: "... Заказчик имеет право производить проверку своевременности и качества выполняемых работ в присутствии Подрядчика или без него, ежедневно в любое время после утренних и вечерних уборок. По результатам проверки, представителем Заказчика составляется на месте двухсторонний или односторонний акт проверки выполняемых работ. К данному акту может прилагаться фотоотчет" Подрядчик считает, что с их стороны нарушений, нет, так как Акты не направлялись и о их существовании нам не было известно.
И согласно п. 5.6. Контракта подрядчик обязан устранять по требованию Заказчика на основании акта проверки выполняемых работ недостатки и дефекты в выполнении работ в течение рабочего дня с момента получения письменного уведомления Заказчика о выявленных недостатках.
Так как акт проверки выполненных работ по каждому выявленному факту выставленном Заказчиком требованию не были предоставлены Подрядчику для устранения, Подрядчик считает все документы незаконными, потому что не было предоставлено право Подрядчику на устранения требования в соответствии с п. 5.6. технического задания. Кроме того, эти дефекты и время устранения в течение рабочего дня после получения письменного уведомления от Заказчика о выявленных недостатках.
Только 27.07.2023 Заказчик отказал в приемке выполненных работ, приложив в ЕИС, следующие документы:
- Microsoft Word Document Акт об оказанных услугах N1 смол 30.06.2023).docx;
- Microsoft Word Document Счёт N 1 смол от 30.06.2023.docx;
- Microsoft Word Document Акт об оказанных услугах N1 смол 30.06.2023).docx;
- Adobe Acrobat Document Экспертиза 20^3.pdf.
Так, в соответствии с п. 5.4.4. Контракта приемка Заказчиком результата выполненной работы оформляется документом о приемке, который подписывается Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и Заказчиком) и размещается Заказчиком в ЕИС в срок, установленный Контрактом для осуществления приемки Заказчиком результата выполненной работы, либо в тот же срок Заказчиком формируется с использованием ЕИС, подписывается и размещается в ЕИС мотивированный отказ от подписания такого документа.
Однако в ЕИС не был размещен мотивированный отказ Заказчика.
В Экспертном заключении Заказчик указал: "Подрядчиком не был предоставлен фотоотчет по выполненным работам на электронном носителе", однако все фотоматериалы были представлены представителю Заказчика Гавриловой И.К. в формате реального времени. После выполнения работ по каждому адресу рабочие сразу направляли результаты с фотофиксацией представителю Заказчика.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ЭЛИТ СТАТУС ГРУП" (ИНН: 7811693951) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2023 г. N РНП-78-1095/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023