Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ГБДОУ детский сад N 60 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии ООО "Иста" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19663-ЭП/23 от 31.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на выполнение работ по разработку проектно-сметной документации по ремонту крылец здания (извещение N 0372200136822000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по ремонту крылец здания (извещение N 0372200136822000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 299 392,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.08.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Иста".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 60ПСД от 12.09.2022 на сумму 299 392,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.8. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить разработку проектно-сметной документации по ремонту крылец здания (далее - работы).
В соответствии с п. 4.2 Контракта срок выполнения работ Подрядчиком составлял 170 (сто семьдесят) дней с момента вступления контракта в силу. Контракт вступил в силу 15.09.2023. Срок выполнения работ истек 01.03.2023. Задержка в сроках выполнения работ составила более 4 (четырех) месяцев.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Еще до момента официального подписания Контракта, Подрядчик обратился к Заказчику с письмом от 05.09.2022, в котором уведомил последнего о назначении ответственного за выполнение работ лица, а также попросил обеспечить доступ специалиста на территорию объекта.
05.09.2022 Подрядчик обратился к Заказчику со вторым письмом, в котором была выказана просьба предоставить ряд данных, необходимых для начала работ.
В целях исполнения Контракта ООО "Иста" заключило Договор N 0410/10-22 от 05.10.2022 с ИП Нестеровой Ольгой Николаевной на выполнение инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий.
Оплата по указанному выше договору была произведена в полном объеме в размере, что подтверждается Платежными поручениями N4 от 07.10.2022 (аванс) и N13 от 28.12.2022.
14.10.2022 Подрядчик обратился с письмом к Заказчику, в котором попросил обеспечить доступ специалистов на объект.
10.11.2022 Подрядчик обратился с очередным письмом к Заказчику, в котором попросил обеспечить доступ специалистов на объект.
Фактически проект был готов в начале декабря месяца 2022, после чего была получена необходимая доверенность (от 13.12.2022) и проект был подан для согласования в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга 14.12.2023. Дата планового ответа - 20.01.2023.
20.01.2023 Подрядчик получил Заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства.
03.02.2023 Подрядчик обратился к Заказчику с письмом, в котором сообщил, что по Контракту выполнены следующие работы:
- Проведены инженерно-геодезические изыскания и выполнена топографическая подоснова 1:500 участка детского сада;
- Согласование топографической подосновы в КГА Санкт-Петербурга;
- Выполнен отчёт по обследованию состояния входных групп;
- Предварительный проект в части изменения входных групп с Вами согласован и был направлен в КГА Санкт-Петербурга на согласование 14.12.2022;
- 20.01.2023 получено заключение о несогласовании проекта КГА Санкт-Петербурга.
Так же в данном письме сообщалось: "В настоящее время наша компания ведёт работу по исправлению замечаний, указанных в заключении от КГА. Проектная документация после корректировки всех замечаний, указанных в заключении, будет направлена на повторное согласование в КГА. Регламентированный срок рассмотрения заявки - 20 рабочих дней. После проект, согласно техническому заданию, будет направлен на согласование в "Комиссию по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Калининского района Санкт-Петербурга". После всех согласований будет готовиться сметная документация".
В связи с риском неисполнения обязательств по Контракту, Подрядчик просил Заказчика увеличить срок выполнения работ, подписав дополнительное соглашение.
08.02.2023 Заказчик ответным письмом отказал в продлении сроков.
10.02.2023 исправленный проект вновь был подан для согласования в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Дата планового ответа - 17.03.2023.
20.03.2023 Подрядчик получил Заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства.
03.04.2023 исправленный проект вновь был подан для согласования в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Дата планового ответа - 04.04.2023.
03.04.2023 Подрядчик получил Заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства.
15.05.2023 исправленный проект вновь был подан для согласования в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Дата планового ответа - 15.06.2023.
15.05.2023 Подрядчик получил Заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства.
07.07.2023 исправленный проект вновь был подан для согласования в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Дата планового ответа - 08.08.2023.
Лишь 04.08.2023 Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга выдал Заключение о согласовании проекта, то есть уже после вступления в силу Решения об одностороннем отказе.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Иста" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Иста" предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Иста" (ИНН: 3525477889) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2023 г. N РНП-78-1094/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023