Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик):
ООО "Рабликс" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19657-ЭП/23 от 31.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для регистраторов ЭКГ по Холтеру (извещение N 0372100029923000166),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для регистраторов ЭКГ по Холтеру (извещение N 0372100029923000166) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 295 100,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Рабликс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Рабликс" заключен государственный контракт N 0372100029923000166-01 от 02.05.2023 на сумму 197 716,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.7, 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Рабликс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для регистраторов ЭКГ по Холтеру (далее - Товар) в срок не более 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания Контракта (п. 3.2 Контракта), т.е. до 02.06.2023.
Заказчиком в адрес Участника было направлено сопроводительное письмо N 1-88/1569 от 09.06.2023 с требованием осуществить поставку Товара в соответствии с условиями Контракта. Ответ на письмо со стороны Участника в адрес Заказчика не поступал.
19.06.2023 Участником осуществлена частичная поставка Товара на сумму 151 486,20 рублей и в единой информационной системе в сфере закупок сформирован документ о приемке N 23061903 от 19.06.2023 (с исправлением N 1 от 19.06.2023).
Поставка оставшейся части Товара на сумму 46229,80 рублей на склад Заказчика не была осуществлена. Таким образом, по состоянию на 17.07.2023 обязательства по Контракту Участником выполнены не в полном объеме.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 4.4.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и ч.ч. 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Рабликс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Рабликс" не имело намерения уклониться от исполнения Контракта, что подтверждается следующим:
12.05.2023 со стороны ООО "ИННОВАЦИЯ" (контрагент) был выставлен Счет на оплату N 1071, в котором были отображены следующие позиции:
1. Адаптер связи USB-совместимый и кабель соединительный для подключения регистраторов к ПК [для КТ-03] - 2 шт.
2. Кабель соединительный для подключения регистраторов к ПК - 2 шт.
15.05.2023 со стороны ООО "Рабликс" была произведена оплата по счету N 1071 на сумму 72 900,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 208.
Между ООО "Рабликс" и ООО "ИННОВАЦИЯ" были достигнуты устные договоренности о том, что оплаченный Товар будет поставлен в адрес первого в течение десяти дней.
Учитывая, что ООО "ИННОВАЦИЯ" нарушило договоренности о поставке необходимого Товара, ООО "Рабликс" было принято решение о поиске данного Товара у других контрагентов.
09.06.2023 со стороны НАО "ИНКАРТ" было получено коммерческое предложение с целю уточнения сроков поставки недостающего Товара для поставки в адрес Заказчика. Исходя из полученного коммерческого предложения следует, что необходимый Товар мог быть поставлен в адрес ООО "Рабликс" только через 60 дней, что свидетельствует о дефиците необходимой продукции на российском рынке.
19.06.2023 Участником была совершена частичная поставка необходимого Товара в адрес Заказчика на сумму 151 486,20 рублей, что подтверждается в самом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также сведениями с единой информационной системы.
17.07.2023 со стороны Заказчика было вынесено решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением Участникм своих обязательств по поставке необходимого Товара в адрес Заказчика.
17.07.2023 со стороны ИП Михеева А.В. (контрагент) Участником был получен счет-оферта N 1572, в котором также прослеживалось, что срок поставки необходимого Товара составляет 60 дней.
20.07.2023 со стороны АО "ЭсДи Группа Компаний" было получено информационное письмо, в котором сообщалось, что срок поставки необходимого Товара составит 60-65 рабочих дней.
21.07.2023 со стороны ООО "Аккумуляторные Технологии" было получено информационное письмо, в котором указывалось, что необходимый Товар к поставке на данный момент отсутствует.
ООО "Рабликс" продолжило поиск недостающего Товара у различных поставщиков, однако, по поступающим сведениям, срок поставки начинался от 60 дней, либо Товара не было в наличии.
27.07.2023 со стороны Заказчика Участнику поступила Претензия N 1-88/1874 (коррекционная) в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств. Также в данной претензии был выставлен штраф на сумму 1 977,16 рублей, который впоследствии был оплачен в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 342.
28.07.2023 со стороны Участника в адрес Заказчика были направлены мотивированные возражения на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в которых сообщалось о том, что ООО "Рабликс" предпринимает все возможные действия для закупки необходимого Товара для своевременной поставки в адрес Заказчика. Также Участник просил Заказчика отменить вынесенное Решение и дать дополнительное время для закупки необходимого Товара. Однако Заказчик Решение не отменил, и оно вступило в законную силу.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Рабликс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "Рабликс" предпринимало все возможные действия для исполнения Контракта в полном объеме.
Вместе с тем ООО "Рабликс" участвует в государственных закупках с 2015 года. За данное время ООО "Рабликс" стало участником более чем в 1700 закупках, в 1500 из них ООО "РАБЛИКС" стало победителем. Все контракты были подписаны ООО "Рабликс" и исполнены вовремя и надлежащим образом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Рабликс" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Рабликс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Рабликс" (ИНН: 7721129652), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2023 г. N РНП-78-1089/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023