Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик):
ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19812-ЭП/23 от 01.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по проектированию строительства здания амбулаторно-поликлинического учреждения на земельном участке у дома 54, корпус 2 по пр. Энтузиастов (извещение N 0372200260021000051),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.08.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства здания амбулаторно-поликлинического учреждения на земельном участке у дома 54, корпус 2 по пр. Энтузиастов (извещение N 0372200260021000051) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 35 381 443,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 21.09.2021 N ППИ1 победителем Конкурса признано ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" заключен государственный контракт N 82/ОК-21 от 04.10.2021 на сумму 32 450 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 5.11.1, 7.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства здания амбулаторно-поликлинического учреждения (далее - Работы) на земельном участке у дома 54, корпус 2 по пр. Энтузиастов (далее - Объект) в срок с даты заключения Контракта по 10.12.2022 (п. 7.1, 7.2 Контракта).
Сроки отдельных этапов по Контракту определяются сторонами в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) (п. 7.3 Контракта).
В соответствии с п. 1.3 Контракта результатом выполненной работы по Контракту являются проектная документация, рабочая документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии соответствующего положительного заключения экспертизы такой проектной документации, рабочей документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно п. 1.4 Контракта надлежащим исполнением обязательств Подрядчика признается выполнение всех работ по Контракту в сроки и в объеме, определенными Заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту) и Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) (далее - График).
Участником неоднократно нарушались сроки выполнения Работ по этапам Графика.
Нарушение сроков окончания предоставления проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (в редакции Дополнительного соглашения от 01.03.2022 N 2 к Контракту) допущено по этапам:
"1.1. Инженерные изыскания": срок - январь 2022;
"2.1. АГО, АР, КЖ, ТХ, ОДИ, ПБ": срок - март 2022;
"2.2. Внутренние и наружные инженерные сети": срок - апрель 2022;
"2.4. Иная документация, Сметы": срок - июнь 2022;
"3. Проектная документация (стадия РД)": срок - май 2022.
Проектной документация по этапу "1.1. Инженерные изыскания" была предоставлена Участником в полном объеме 27.04.2022 (письма от 28.02.2022 N 28/02/22/СК-1, от 09.03.2022 N 09/03/22/CK-1, от 27.04.2022 N 27/04/22/СК-1).
Проектная документация по этапу "2.1. АГО, АР, КЖ, ТХ, ОДИ, ПБ" предоставлена Участником 31.05.2022 (письмо от 31.05.2022 N 22/05/31/СК).
Проектная документация по этапу "2.2. Внутренние и наружные инженерные сети" предоставлена Участником 07.10.2022 (накладная от 07.10.2022 N 22/10/07/CK-1).
Проектная документация по этапу "2.4. Иная документация, Сметы" по состоянию на 17.07.2023 в полном объеме Участником не предоставлена (отсутствует сметная документация) (письма СПБ ГКУ "ФКСР" от 05.09.2022 N 10-20-8827/22-0-0, от 18.10.2022 N 10-20-10977/22-0-1)).
Также Участником был нарушен срок получения заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и (или) заключения достоверности определения сметной стоимости строительства по этапам:
"1. Инженерные изыскания" - май 2022;
"2. Проектная документация (стадия П)" - сентябрь 2022;
"3. Проектная документация (стадия РД)" - сентябрь 2022.
В силу п. 5.3 Контракта в случае, если нарушение сроков начала исполнения Контракта либо завершения работ, включая сроки выполнения отдельных этапов работ, установленные Графиком выполнения работ, составляет более 30 (тридцати) дней, такие нарушения признаются существенными.
Согласно п. 7.2 Контракта конечный срок выполнения Работ по Контракту -не позднее 30.08.2023 (в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2021 N 1 к Контракту).
Учитывая изложенное, Заказчик пришел к выводу, что поскольку Участником допущено существенное и неоднократное нарушение промежуточных сроков выполнения Работ по Контракту, окончание выполнения Работ в установленные Контрактом сроки явно невозможно.
На основании п. 5.11.1 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2.4.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы, согласно п. 1.1 Контракта, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту) и иными исходными данными, не допуская выполнения объемов работ сверх лимитов их финансирования, установленных на соответствующий год, с соблюдением действующего законодательства, в том числе в области градостроительной деятельности, требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, территориальными строительными нормативами Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2.4.3 Контракта по поручению Заказчика Подрядчик обязан принимать участие во взаимодействии с организацией, уполномоченной на проведение государственной экспертизы технической документации и результатов инженерных изысканий, по вопросам предоставления в данную организацию технической документации, разработанной Подрядчиком, и проведения в отношении нее государственной экспертизы. Подрядчик обязан при содействии Заказчика получить положительное заключение государственной экспертизы в отношении разработанной им технической документации.
Разработанная Участником документация была направлена на рассмотрение в СПб ГАУ "ЦГЭ" (заявление от 14.11.2022 N 508297, дело N 535-22). Уведомлением от 07.12.2022 N 535-22/1 СПб ГАУ "ЦГЭ" (далее - Уведомление) сообщило о выявлении недостатков в проектной документации и результатах инженерных изысканий. Уведомление выложено в личном кабинете СПб ГАУ "ЦГЭ".
Заказчик неоднократно обращался в адрес Участника с требованием о необходимости устранения замечаний, указанных в Уведомлении: письма от 01.02.2023 N 10-20-1249/23-0-0, от 04.05.2023 N 10-20-4686/23-0-1, от 26 05 2023 N 10-20-6279/23-0-0.
В целях исполнения Контракта силами Участника Заказчик неоднократно обращался в СПб ГАУ "ЦГЭ" с заявлением о продлении срока проведения государственной экспертизы: письма от 31.01.2023 N 10-20-1154/23-0-0, от 13.03.2023 N 10-20-2991/23-0-0, от 10.04.2023 N 10-20-4252/23-0-0, от 04.05.2023 N 10-20-5325/23-0-0.
15.06.2023 получено отрицательное заключение СПб ГАУ "ЦГЭ" N 78-1-2-3-032865-2023.
В соответствии с п. 5.11.1 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом подрядчиком и в разумный, установленный Заказчиком срок, не устранены недостатки (п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также, если отступления подрядчиком в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, Заказчик сделал вывод, что обязательства по Контракту не будут выполнены Участником надлежащим образом.
На основании вышеизложенного, в связи существенным нарушением сроков выполнения Работ по Контракту, в связи с производством проектных работ по Контракту ненадлежащего качества, получением Участником отрицательного заключения государственной экспертизы СПб ГАУ "ЦГЭ", в силу п.п. 5.11.1 и 7.6 Контракта, а также п.п. 2, 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.07.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика незаконным. В ходе исполнения Контракта ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" с Заказчиком велась деловая переписка. Со своей стороны ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" уведомляло Заказчика о причинах не существенного нарушения сроков выполнения Работ, а также сообщало, что конечный срок выполнения Работ (30.08.2023 в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2021 N 1 к Контракту) не будет нарушен. Однако 17.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" в реестр недобросовестных поставщиков поскольку ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" выполняло Работы и не уклонялось от исполнения Контракта.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств, подтверждающих доводы его представителя, а также документов, свидетельствующих о его добросовестном поведении при исполнении Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая отсутствие документов, свидетельствующих о добросовестном поведении ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" в ходе исполнении Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС", ИНН: 7842383290; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кузнецов Николай Николаевич, ИНН: 780405457476; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Аносов Андрей Викторович, ИНН: 292600331804, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.07.23 |
01.08.23 |
01.08.23 |
0 |
01.08.23 |
08.08.23 |
08.08.23 |
0 |
11.08.23 |
11.08.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 августа 2023 г. N РНП-78-1097/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023