Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ГБОУ лицей N 445 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Электронные машины" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N19943-ЭП/23 от 02.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по оснащению комплексными системами обеспечения безопасности зданий учреждений, подведомственных администрации Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200000623000186) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000623000186. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 242 610,99 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания объекта закупки и не установления ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Приложение_N_1_к_извещению_-_ООЗ_(ТЗ-230519-224942_ТЗ_СВН_(2)" к извещению об осуществлении закупки.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что Работы по оснащению комплексными системами обеспечения безопасности зданий учреждений, подведомственных администрации Курортного района Санкт-Петербурга (системами видеонаблюдения) (далее - системы), производятся в рамках создания аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (АПК "Безопасный город") - это комплекс различных информационных систем и средств автоматизации, которые обеспечивают безопасность в Санкт-Петербурге.
Работы по монтажу систем, производятся на основании рабочей документации, разработанной на основании согласованного Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городской мониторинговый центр" (комитет, ответственный за повышение уровня обеспечения общественной безопасности социальных и иных объектов города и оператор государственной информационной системы АПК "Безопасный город") задания на проектирование систем.
Рабочая документация на монтаж систем, разработана в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 636 "Об оснащении комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга" и Техническими условиями на проектирование комплексных систем обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и также согласована с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городской мониторинговый центр".
Техническое задание настоящей закупки, согласовано в порядке, установленном п. 4.3. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 636 "Об оснащении комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга" с Комитетом по информатизации и связи.
Предметом закупки является выполнение работ, а не поставка оборудования, в том числе, указанного в доводе жалобы Заявителя.
Представитель Заказчика также пояснил, выбранный в рассматриваемой закупке код по классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 43.21.10.120 "Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов", охватывающий все работы, которые необходимо выполнить в рамках предстоящей закупки, входящие в объём работ, согласно Приложению N1 Извещения закупки "Описание объекта закупки":
- разработка и согласование Проекта производства работ;
- монтаж электронного (камеры, видеорегистраторы, серверы, шкафы коммуникационные, рабочее место оператора и т.д.) и электрического (блоки питания, автоматические выключатели, блоки электрических розеток и т.д.) оборудования;
- электротехнические работы (прокладка и подключение электропроводки в здании, а также подключение оборудования);
- пусконаладочные работы при установке средств систем безопасности (тестирование пропускной способности каналов передачи данных при максимальной нагрузке; измерение параметров, оговоренных техническими условиями на смонтированную аппаратуру и т.д.);
- приёмка в эксплуатацию средств систем безопасности;
- разработка исполнительной документации согласно РД 11-02-2006;
- формирование Паспорта КСОБ Объекта в соответствии с распоряжением Комитета по информатизации и связи N 137-р от 12.07.2021 г.
Заказчика закупает "систему безопасности" с целью повышения повышение уровня антитеррористической безопасности, контроля территории, предотвращения конфликтных ситуаций, актов вандализма, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения расследования случаев их возникновения.
Кроме того, представитель Заказчика обратил внимание, что Приложение N1 к извещению закупки "Описание объекта закупки", допускает возможность использования при выполнении работ эквивалентного товара, в том числе и отечественного производства.
Правила определения эквивалентности установлены в разделе 5.6. "Описания объекта закупки":
При выполнении работ могут использоваться эквивалентные товары (материалы, изделия, конструкции, оборудование, программное обеспечение и т.д.), которые должны соответствовать всем характеристикам товаров, указанных в техническом задании (включая Приложения). Везде, где в рабочей и сметной документации есть указания на товарные знаки, допускается использование эквивалентных товаров по письменному согласованию с Заказчиком и организацией, осуществляющей технический надзор - СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Курортного района" (далее "Служба заказчика"). Параметры эквивалентности - такие товары: не должны уступать по основным техническим и потребительским характеристикам товаров, указанным в рабочей и сметной документации; не должны относиться к более низкому классу товаров по общепринятой классификации (должны относиться к тому же или более высокому классу товаров); должны соответствовать размерам, указанным в рабочей документации; всё используемое при выполнении работ оборудование и программное обеспечение должно быть совместимо между собой. Указанные в рабочей и сметной документации заводы-изготовители, ссылки на технические условия производителей, а также места приобретения товаров являются рекомендованными. При исполнении контракта каждый товар, в том числе монтируемое оборудование, материалы должны иметь предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, удостоверяющие качество такого товара, а также все сопроводительные документы (инструкции, паспорта и пр.), которые предусмотрены производителем такого товара.
Согласно разъяснениям Минфина России от 18.03.2020 N 24-02-06/20780 "Об указании в проектной документации товарных знаков при закупке; об обосновании необходимости использования характеристик позиций каталога при описании товаров, работ, услуг" и ФАС России включение проектной документации в документацию (извещение) о закупке является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что действия Заказчика противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Комиссией УФАС установлено, что в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке Заказчиком не установлены требования к конкретным показателям, стране происхождения, а от участника закупки требуется только предоставление согласия.
Ни положениями технического задания (приложение 1 к извещению), ни условиями проекта контракта (приложение 4 к извещению) не предусмотрена поставка товара в рамках проводимой закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что все входящие в объект рассматриваемой закупки товарные позиции являются используемыми при выполнении работ.
Как ранее было указано, предметом настоящей закупки является "выполнение работ по устройству систем безопасности", код в соответствии с ОКПД2, соответствующий нашей закупке: 43.21.10.120, и этот код не содержится в перечне утверждённом постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", равно как и в приложениях N 1 и N 2 Приказа Министерства финансов России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Письмом Минфина России от 15.04.2019 N 24-02-05/26879, разъяснено, что положения Приказа N 126н применяются исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), и не применяются при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.
Таким образом, для данного вида закупки ограничения и условия допуска товаров не применяются.
Проанализировав содержание извещения, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что она содержит требования, которые удовлетворяют целям, заложенным Законом о контрактной системе.
Заявитель участие своих представителей на заседании Комиссии УФАС не обеспечил, надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность доводов не представил, в связи с чем доводы жалобы не находит своего подтверждения и признаются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Электронные машины" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 августа 2023 г. N 44-3304/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023