Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик);
ИП Снигирёвы Светланы Викторовны (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19819-ЭП/23 от 01.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку расходного имущества для автоматического иммунохимического анализатора Architect 2000, Abbott (закрытая система) для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (извещение N 0372100032623000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходного имущества для автоматического иммунохимического анализатора Architect 2000, Abbott (закрытая система) для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (извещение N 0372100032623000081) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 465 466,64 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Снигирёва Светлана Викторовна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 081-ЭА/2023 от 20.04.2023 на сумму 1 713 498,90 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с условиями Контракта Поставщик обязался осуществить поставку расходного имущества для автоматического иммунохимического анализатора Architect 2000 Abbott (закрытая система) (код ОКПД2 - 21.20.23.111) (далее - Товар).
На основании п. 3.1.1. Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка от 10.05.2023 N040 на частичную поставку Товара в количестве 1 упаковки в соответствии с условиями Контракта.
19.05.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка N62 на поставку Товара в количестве 2 упаковок.
Согласно п. 5.1. Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта. Поставка товара производится партиями на основании заявок Заказчика в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки Поставщиком и не позднее 01.11.2023. В случае отсутствия заявок Заказчика до 20.10.2023 последняя поставка должна быть осуществлена по согласованию с Заказчиком не позднее 01.11.2023.
Согласно п. 1.3. Контракта Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства по адресу: 191024, г. Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 16 Мед. склад, тел: 8 (812) 309-79-81 доб. 160.
26.05.2023 Поставщиком осуществлена поставка Товара.
По результатам проведенной Заказчиком 26.05.2022 экспертизы собственными силами было выявлено несоответствие поставленного Товара условиям Контракта:
1. На момент поставки остаточный срок годности поставленного товара не соответствует сроку, заявленному в Контракте. Согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту) остаточный срок годности Товара на момент поставки составляет 8 месяцев. Поставщиком поставлен Товар с остаточным сроком годности - 21.12.2023.
2. Этикетки на флаконах визуально отличаются от этикеток оригинальных реагентов, произведенных Abbott Gmbh. С учетом сомнений в подлинности товара Заказчик обратился в ООО "Эбботт" за разъяснениями относительно происхождения товаров, поставленных Заказчику.
По информации ООО "Эбботт" и Abbott Gmbh товар с серийными номерами, указанными на упаковках поставленного Заказчику товара, не поставлялся со склада Abbott Gmbh ни одной организации, а Товар, предоставленный Поставщиком, не был произведен Abbott Gmbh.
15.06.2023 Заказчиком был направлен Поставщику Мотивированный отказ в приемке товара с требованием (согласно п. 4.3.9. Контракта) произвести замену некачественного товара, товара, не соответствующего п.4.3.2 Контракта в течение 14 дней со дня уведомления Поставщика в письменной форме.
Согласно п. 4.3.2. Контракта качественные и технические характеристики поставленного Товара должны соответствовать условиям настоящего Контракта и Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Обязанность по замене Товара Поставщик не исполнил, Товар в согласованный срок не заменил.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки, поставил Заказчику товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не были устранены в приемлемый для Заказчика срок, что в последствии привело к затруднительной работе медицинского учреждения.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
10.05.2023 от Заказчика поставщик получил заявку на поставку 1 набора ARCHITECT анти-НСV реагент в течение 5 рабочих дней.
19.05.2023 от заказчика поступила еще одна заявка на оставшиеся 2 набора товара.
25.05.2023 заказчику был поставлен товар (три набора в соответствии с заявками от 10 и 19 мая 2023 года) на общую сумму 1 285 124,19 рублей.
Кроме того, после телефонных переговоров с представителем Заказчика, который затребовал подтверждение соблюдения температурного режима при транспортировке товара, 31.05.2023 посредством электронной почты Поставщик направил Заказчику документы, подтверждающие соблюдение холодовой цепи при транспортировке и хранении поставленных товаров, а именно:
- авианакладную N 316-6950 7340 от 26.05.2023, в которой указано специальное указание о грузе "Обязательное соблюдение температурного режима хранения на складе +2+8!!!", с подписью представителя заказчика Дрижун Ю.С. о принятии товара и печатью заказчика;
- грузовую таможенную декларацию N 10005030/150523/3125216 от 15.05.2023;
- договор поставки N 27/2023 от 21.01.2023;
- письмо от 12.05.2023 на склад временного хранения о соблюдении специального температурного режима +2+8 при хранении товара.
02.06.2023 представитель Заказчика вновь позвонил по телефону и сказал, что эти документы их устраивают, но не устраивает остаточный срок годности поставленного товара, так как им требуется товар с остаточным сроком годности 10 месяцев. При том, что условиями контракта требования к остаточному сроку годности установлен 8 месяцев.
05.06.2023 дополнительно посредством электронной почты Заказчику были направлены верификационный сертификат и сертификат контроля качества производителя, которые подтверждают, что общий срок годности поставленного Заказчику товара составляет 8 месяцев 30 дней (произведен 31.03.2023, а остаточный срок годности до 21.12.2023), а с учётом окончания контроля производителя 13.04.2023 - остаточный срок годности составил 8 месяцев 8 дней, поэтому в соответствии с условиями Контракта товар не мог бы быть поставлен с остаточным сроком годности не менее 8 месяцев ни ИП Снигирёвой С.В., ни каким-либо иным поставщиком, даже официальным представителем производителя на территории РФ ООО "Эбботт Лабораториз", так как за 8 дней невозможно получить на складе дистрибьютора товар, оформить всю необходимую документацию, пройти таможенные процедуры, получить товар на таможне, оформить бухгалтерскую документацию по оприходованию товара на склад поставщика, оформить бухгалтерскую документацию об отпуске товара со склада поставщика и успеть доставить товар заказчику.
По мнению представителя Поставщика, Заказчик изначально при составлении аукционной документации прописал заведомо невыполнимые условия, которые отразив в заключаемом Контракте. И этот факт доказывает отсутствие намерения Заказчика исполнять Контракт и сотрудничать с ИП Снигирёвой С.В.
14.06.2023 Заказчик опубликовал в ЕИС мотивированный отказ от приемки товара. Основанием для отказа от приемки товара заказчик указал следующее:
- этикетки на флаконах визуально отличаются от этикеток оригинальных реагентов, произведенных Abbott Gmbр;
- остаточный срок годности поставленного товара не соответствует заявленному в контракте;
- отсутствуют сведения о соблюдении холодовой цепи на пути следования товара от производителя или уполномоченной им организации до склада заказчика.
Заказчик указал, что по информации ООО "Эбботт" за разъяснениями относительно происхождения товара и получил ответ о том, что поставленный товар не поставлялся со склада Abbott Gmbр ни одной организации и не производился Abbott Gmbр.
В ответ поставщик направил 27.06.2023 Заказчику обоснованное возражение N 412 на мотивированный отказ от приемки товара.
Так как у Заказчика возникли сомнения относительно оригинальности поставленного товара он мог воспользоваться предоставленным ему законом и условиями контракта правом проведения экспертизы с привлечением экспертной организации (ВНИИМТ при Росздравнадзоре РФ). Однако экспертизу не провел, а ограничился привлечением к внутренней экспертизе заинтересованного лица ООО "Эбботт Лабораториз", которое не является ни экспертной организацией, ни состоит в правовых отношениях ни с одной из сторон контракта.
Учитывая, что экспертиза поставленного товара Заказчиком не произведена, в мотивированном отказе к качеству продукции, к целостности упаковки замечаний не предъявлено, Поставщик потребовал от Заказчика принять и оплатить поставленный товар.
Однако ответа на данное возражение Поставщик от Заказчика не получил, а 18.07.2023 Заказчик опубликовал в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Товар Заказчику поставлен надлежащего качества, правильно упакован и маркирован, вместе с товаром передана сопутствующая документация согласно условиям договора. Каких-либо претензий к качеству, маркировке, целостности и сохранности упаковки Заказчиком не заявлено. Таким образом, Поставщик исполнил свою обязанность по договору надлежащим образом.
Кроме этого, по мнению представителя Поставщика, Заказчик не имеет специальных познаний, для проведения самостоятельной экспертизы по определению оригинальности Товара. Следовательно, Заказчик не мог в рамках проведения собственной экспертизы исследовать этот вопрос. Сторонняя экспертная организация, в соответствии со ст. 94 Закона о контрактной системе и п. 6.4 договора, Заказчиком не привлекалась. Таким образом, выводы Заказчика о том, что: поставленный товар не является оригинальным; товар неизвестного происхождения и не импортировался на территорию РФ; а также иные подобные выводы о неоригинальности товара являются безосновательными и не могут быть основанием для отказа в приемке поставленного Товара.
При таких обстоятельствах, стоит сделать вывод, что в действиях ИП Снигирёвой С.В., как исполнителя Контракта, отсутствовали признаки недобросовестности, а напротив, исполнителем были приняты меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Снигирёвой Светланы Викторовны в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Комиссией УФАС было установлено, что Поставщиком был поставлен Товар с остаточным сроком годности, который не соответствовал сроку, заявленному в Контракте. Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) остаточный срок годности товара на момент поставки составляет 8 месяцев. Поставщиком был поставлен Товар с остаточным сроком годности до 21.12.2023, то есть 6 месяцев и 27 дней.
Помимо этого, поскольку Заказчик нуждается в оригинальном Товаре, поступившая от производителя Товара Abbott Gmbh информация о том, что Товар с серийными номерами, указанными на упаковках поставленного Заказчику Товара, не поставлялся со склада Abbott Gmbh ни одной организации и не был произведен Abbott Gmbh, может свидетельствовать о том, что поставленный товар не соответствует условиям Контракта.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем электронного аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Снигирёва Светлана Викторовна, ИНН: 722401204208 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Снигирёва Светлана Викторовна в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.07.23 |
02.08.23 |
01.08.23 |
0 |
01.08.23 |
08.08.23 |
08.08.23 |
0 |
11.08.23 |
11.08.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 августа 2023 г. N РНП-78-1102/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023